Время собирать (открытие Славянского центра в Павлодаре)

Официальный статус этого праздника был обеспечен личным присутствием и выступлениями первых руководителей города и области: Даниала Ахметова, Владимира Пыхтина, Геннадия Сергеева. Со словами поддержки обратились к славянам уважаемые представители братских национальных культур и меценаты-спонсоры. Высокий культурный уровень акции определило участие Владимира Хотиненко. За те три года, которые мы с ним не виделись, бывший павлодарец стал одной из первостепенных фигур в российском кино. «Этот режиссер, как самолет в момент взлета, все время идет вверх», — пишет Марина Порк в «Экране и Сцене». Мастерством и высокой отдачей покорили публику «Русские узоры» — детский ансамбль из Аксу, руководимый Вячеславом Кузнецовым.

Об итогах презентации и дальнейших планах Славянского центра мы беседуем с его директором Татьяной Ивановной КУЗИНОЙ — известным музыковедом-просветителем, художественным руководителем областной филармонии и родной сестрой Вл. Хотиненко.

- Итак, открытие Центра состоялось. Каковы его ближайшие планы и цели?

- Действительно, начало положено, и начало хорошее. Спасибо Володе, нашему замечательному гостю, за то, что он приехал, помог нам всем объединиться. Спасибо тем, кто дал возможность пригласить его сюда: в первую очередь фирме «Алексис», газете «Звезда Прииртышья» и Народному банку. Позже, когда стало ясно, что приезд Хотиненко действительно состоится, нас поддержало руководство области, администрация города, Ильичевского района, областное управление культуры, фирмы «Икар» и «НОКО». Я признательна нашим уважаемым гостям: Роллану Шакеновичу Сейсенбаеву — писателю, академику, президенту Дома Абая в Лондоне; Шахмардану Кайдаровичу Абилову - певцу, заслуженному артисту Казахстана, декану вокального Факультета алматинской консерватории. И низкий поклон отцу Александру, настоятелю Качирского храма, который освятил наш праздник.
Нам были обещаны деньги, спасибо всем. Значит, будет возможность сделать первое доброе дело: талантливых деток — ансамбль «Русские узоры» — послать на международный фестиваль. Им нужно расти, общаться, знакомиться с современным уровнем народного искусства. Сам ансамбль не в состоянии заработать или найти бизнесмена, который мог бы понять, что стоит вложить в это большие деньги, и все сторицей окупится и Богом зачтется, пока что найти трудно. Как сказал мне один богатый: «Мы еще достаточно бедны, чтобы понять, насколько важна культура».

- Какие еще творческие силы будут задействованы в Славянском центре?

- Наша задача сейчас: поддержать народные коллективы, которые этого заслуживают. Например, хор ветеранов ДК металлургов. Нужно дать им приют, найти деньги для платы руководителям. Есть хоры при национальных центрах, я хочу их объединить для совместных концертов и фестивалей, хотя это трудно: каждый цепляется за свои возможности выжить.
Нам дают четыре комнаты в ДК ПТЗ. В одной разместится «Горница» Галины Федоровны Краснослободцевой, которая занимается духовным образованием взрослых. Откроется воскресная школа, которая, я надеюсь, будет воспитывать детей в любви к жизни, к русской культуре и православной вере. Будут созданы кружки прикладного творчества.
Задумок много, и все они требуют вложения денег. Но я рассчитываю, что мы сможем и сами, приглашая интересных гостей, что-то зарабатывать и собирать свою копилочку для будущих меценатских дел.

- То есть вы хотите кого-то приглашать на гастроли?

- Конечно. Мы не собираемся работать как концертное бюро. Но посмотрите: площадку филармоническую практически «посадили». К филармонии отношение негативное, и уже мало кто верит, что объявленный концерт состоится, что артист приедет. А мне хочется, чтобы мы имели все-таки какой-то культурный обмен с Россией, знакомились с достойными мастерами. Кроме того, я знаю, что многих интересных людей по линии филармонии приглашать не удастся. И тут, я уверена, нам опять же поможет имя моего брата.
Сейчас, когда все увидели фильм «Дорога» с Женечкой Смоляниновой, узнали ее голос, услышали о ней из уст режиссера, думаю, люди поверят, если я объявлю о ее концертах, и придут послушать русские романсы и песни в ее удивительном исполнении. И она приедет, даже из уважения к Хотиненко.

- Очень сложно сегодня завлечь публику. Как вам удалось собрать полный зал?

- Наверное, треть зала составили те, кто шел на Хотиненко. Процентов двадцать пришли посмотреть презентацию Славянского центра. И половина, не меньше, — приглашенные специально, кому мы раздавали билеты лично в руки, дабы они познакомились и с Хотиненко, и с «Русскими узорами», и с нашим Центром.
Мне пришлось выслушать нарекания некоторых любителей кино, недовольных тем, что мало внимания мы уделили знаменитому режиссеру. Говорят, что следовало организовать с ним отдельную встречу. Да, в будущем, — Володя обещал,— если будет желание творческих встреч, он готов приезжать. Но сегодня это не состоялось бы, как не состоялся показ с обсуждением картины «СВ», организованный на День города кинотеатром «Колос». И общение этих дней показало, что хотя имя Хотиненко на слуху, фильмы его знают плохо. (И это при том, что все картины — «Один и без оружия», «В стреляющей глуши», «Зеркало для героя», «СВ», «Рой», «Патриотическая комедия», «Макаров», «Мусульманин» — не раз показывались по ТВ. — О. П.).

Кинопремьера в рамках презентации национально-культурного центра — пример того, что вовсе не обязательно ограничиваться фольклором и самодеятельностью. Но пока что в нашей национально-самоопределившейся культуре преобладает, простите за резкость, убогая псевдоэтнография. («Русские узоры» — исключение. Такое увлечет любого культурного человека, будь он хоть трижды неславянин). Из «славянских хроник» в республиканских газетах можно узнать, кто и где водил хороводы и кушал блины на масленицу, но никогда — о вечерах фортепианной музыки Рахманинова,  что значит их музыка для славянской души и славянской культуры. Будет у меня возможность, я Плетнева сюда привезу!

- А какие планы лично у Татьяны Ивановны Кузиной? Остаетесь ли Вы худруком и лектором филармонии?

- Я не хочу оставлять филармонию, пока там еще что-то теплится, прежде всего — детская работа, лекторий. Это был уникальный опыт в Казахстане, сейчас он просто-напросто погибает, и никто его спасать не желает. Если на будущий год филармонии откажут в дотации, то значит, я перенесу эту работу в Славянский центр и сама буду искать возможность платить артистам. В филармонии я этого сделать не могу.
Если действительно появятся свои средства у Центра, я буду иметь полную картину финансового положения и смогу сама решать: какие деньги потратить на талантливых деток, на какие пригласить интересного гостя, какими поощрить артистов за работу в музыкальном лектории. В этом смысле, может быть, я хотела бы стать настоящим меценатом, поскольку других меценатов пока нет.

Правда, я думаю, что каждый, кто придет на любой наш концерт, может сознавать себя меценатом. Я признательна всем, кто был на презентации, купил билет и просто поддержал нас своим участием.
Хочется верить, что с презентацией этого Центра открывается новая и значительная страница в культурной истории города. Но, к сожалению, некоторое знакомство с деятельностью братьев-славян (не обязательно в Павлодаре) показывает, что они не склонны воспринимать свою культуру как нечто большее, чем чудачества этнических русских. Что и преподносится с немыслимой помпой, как это было на прошлогоднем праздновании 1100-летия славянской письменности.

Я не против обрядов и декоративно-прикладного творчества; понимаю социальную пользу художественной самодеятельности; «барыня», лапти, гармошка, частушка, самовар, чай из блюдца, косоворотки, кулачные бои — все это мне, как русскому, допустим, близко. Но воспринимать это как свидетельства высочайшего культурного расцвета нации и как насущные духовные традиции? Извините, не могу. Не заменит оно нормальной культурной жизни, которой у нас нет. — с регулярными гастролями, кинопремьерами, выставками, интересными филармоническими и театральными сезонами, богатой музыкальной и книжной торговлей.

В стремлении к «славянской исконности» отсекается все, что отличает русскую культуру как культуру универсальную общенациональную. Великое искусство: классическое и современное, светское и религиозное; глубочайшая философская мысль, великие имена, наконец, — все побоку. Что же остается? «Провинциализм, возведенный в принцип и исповедуемый как мировоззрение» (Даниил Андреев).
Хороший урок в ходе описываемой презентации преподнес нам Роллан Сейсенбаев. Рассуждая о том, что многим лучшим в себе он обязан русской культуре, президент Дома Абая в Лондоне назвал имена Толстого и Достоевского. В «славянских хрониках» газеты «Лад» таких имен вы не встретите.

И еще. В некоторых павлодарских СМИ возникла нелепая полемика на тему: от какой изолированности предостерегал Хотиненко новорожденный Центр? (Дословно это звучало так: «Я тоже поздравляю всех с открытием этого Центра, хотя... тут есть опасность, что с его открытием создается некий остров славянского существования, изолированный от существования государства. Вот этого я бы не пожелал»). Вообще-то любая изолипованность нежелательна. Все наши национально-культурные центры, для которых Казахстан — Дом родной, стремятся к более тесным отношениям со своими историческими родинами, отмечают их праздники. И это прекрасно. Что же касается Славянского центра: надеюсь, что он будет беречь и пестовать духовную связь с «нашей родиной вечной» и ее «всечеловеческой» (Ф. Достоевский) культурой, опираясь на которую он действительно мог бы выполнить роль объединяющую.

Прошло время культурных резерваций, как бы они ни назывались (тусовка, завалинка, национальный центр, эстетский салон). Пора СОБИРАТЬ КУЛЬТУРУ, и с помощью культуры собирать нашу жизнь в «ясное, внутренне упорядоченное, эстетически совершенное, не угнетенное, а торжествующее целое» (Ф. Разумовский).
Олег Петухов («Звезда Прииртышья», 4.5.1996 г.)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии