Доклад (Барнаул, 2005)

Выступление Председателя правления Славянского культурного центра г. Павлодар (Казахстан), Члена Правления Международного Совета Российских соотечественников, Кавалера Ордена Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги Кузиной Татьяны Ивановны.

Ваше Преосвященство Преосвященнейший владыка Максим, уважаемый президиум, коллеги, братья и сестры. Позвольте выразить слова благодарности за возможность выступить в очередной раз на столь авторитетном форуме. Поделиться мыслями и том, как мы, живущие в северном Казахстане, образовали свое объединение, в котором главным девизом является высказывание: «То, чем дорожили наши предки – преумножаем и храним». Что является источником духовности общественного объединения «Славянский культурный центр»? Каковы пути православия и консолидации народов России и Казахстана. Как дорожим символом дружбы, завещанным первоучителями Кириллом и Мефодием. Ведь после знакомства с Международной конвенцией об охране нематериальных ценностей, благодаря личным контактам с профессорско-преподавательским составом Академии культуры и искусств, с Анатолием Степановичем и Ольгой Николаевной, мы осознали себя своеобразным музеем, в котором есть задача сохранения нематериальных ценностей и научной работы.

Понимание смысла истории своего народа происходит от его религиозно-философского мировоззрения, а точнее - от его веры. Имея историческую Родину - Великую Россию, изучая ее путь развития, мы - сегодняшние русские, проживающие в ближнем зарубежье, заглядываем в историю, пытаясь найти ответ на наши вопросы. На вопросы сегодняшнего дня. Мы все чаще и чаще обращаемся к исторической науке за разъяснениями, понимая, что историческая наука - это совокупность исторических проблем, совокупность исторических взглядов, гипотез, концепций, теорий. Одним словом - это наука, раскрывающая смысл исторического развития, а значит, наука о том, как устроить жизнь настоящую и будущую через знание прошлого. И в этом сегодня наша задача. Наше духовное наследие, важность его сохранения и преумножения, что является главной темой сегодняшнего нашего разговора – одна из важных задач современности, от решения которой зависит будущее многих поколений. Что происходит сегодня с нами? Почему мы не справляемся с некоторыми задачами, поставленными жизнью перед нами? В чем все - таки, наша сила, сила славянского, русского народов? На эти вопросы мы ищем ответы каждый день в деятельности общественного объединения «Славянский культурный центр», в основе которой лежит ЧЕЛОВЕК.

Человек - это существо не только экономическое или социальное, а еще и духовное. Человек всегда живет во имя чего-то, всегда добивается какой-то цели и в этом видит смысл жизни. И всякий народ тоже живет ради какой-то цели и во имя какого-то смысла. Откуда же этот смысл? Ответ может быть только один - смысл бытия даруется Свыше, ибо он вложен в человеческую историю.

Россия имеет особую судьбу в истории человечества. И эта особенность определяется несколькими основными факторами.
Во-первых, геополитический фактор. Россия находиться на границах двух великих цивилизаций, называемых Востоком и Западом. Но никогда русское общество не было ни только западным, ни только восточным. Конечно, Россия чутко воспринимала влияние и той и другой стороны. Недаром историки, изучающие прошлое нашей Родины, постоянно сравнивают Россию то с европейскими странами, то с восточными державами. И в обоих случаях находят какие-то общие черты. Однако Россия имела собственную, отличную от других народов историческую судьбу. И эта судьба, в свою очередь, значительно влияла на судьбы и западных и восточных соседей.

Это влияние сказывалось, прежде всего в том, что на протяжении своей многовековой истории Россия служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями.
Запад воспринимал Россию как представительницу культуры Востока, а Восток - как представительницу культуры Запада. А это была своя, русская культура, не западная и не восточная.

Во-вторых, этнополитический фактор. Русский народ в современном виде формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен. По своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались и от соседних с ними племен Западной Европы, и от народов Востока.
И вообще в процессе формирования русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских, этнических групп, но славянский компонент всегда оставался главенствующим, цементирующим само это соединение. Иначе говоря, будущий русский народ изначально рождался на полиэтнической основе. Вероятно, это свидетельствует о необычайной жизнеспособности славянских народов. Время доказало: русские - исторически очень активны и результативны.

В-третьих, религиозный фактор. Отличие России от Запада и от Востока выражалось и в том, что на Руси издревле, с Х века сложилась своеобразная форма христианства, впоследствии получившая наименование русского православия. Русское православие возникло не в один момент, а складывалось постепенно, вырабатывая свои принципы в соответствии с духовными потребностями русского народа.

Православие активно формировало своеобразные черты русской духовности, национального характера и, соответственно, русского понимания истории и философии, вплоть до сегодняшнего дня. Больше того, именно благодаря православию и возник тот русский народ, который создал Великое Русское государство. Русская история многие века основывалась, и до сих пор продолжает основываться на православии и, без православного понимания, без православного отношения к самой жизни мы никогда в полной мере не поймем и жизнь наших предков, никогда не осознаем, во имя чего они жили, трудились, умирали.

Поэтому представляется, что важнейшая задача, которая стоит сегодня перед отечественной наукой, - разработка православного понимания истории, а перед нами, членами Славянского центра - донести это до сегодняшнего человека, ведь православие обеспечивает человеку мощнейшую нравственную основу, что сегодня так необходимо для понимания происходящих событий.

Огромную роль в крещении славян сыграли братья из греческого города Фессалоники (Солуни) Кирилл Философ, носивший до принятия монашеской схимы имя Константин, и Мефодий.
Кирилл создал первую славянскую азбуку, с помощью которой братья сделали первые переводы на славянский язык много богослужебных книг. Но заслуга солунских братьев еще более велика.

Дело в том, что в Великой Моравии Кирилл и Мефодий застали довольно-таки пеструю картину, ибо здесь одновременно существовали разные христианские общины - и католические, и православные, и ирландско-британские, и арианские.
Учитывая эту ситуацию, и особенности славянского мировосприятия, Кирилл и Мефодий разработали христианское учение, позднее названное кирилло-мефодиевской традицией. Главной целью братьев Константина и Мефодия было распространение христианского учения среди славян. Братья понимали, что распространение его немыслимо без письменности, нужны книги, написанные на славянском ЯЗЫКЕ. Только лишь одна христианская проповедь, слово, не подкрепленное письмом, недолговечны. Народы сначала должны были обрести свою письменность, а потом можно было нести им христианское учение. С помощью азбуки можно было сочетать обучение славянских народов чтению и письму с проповедью христианского вероучения. И появилась азбука, а название каждой буквы имело смысловое значение.

В своем учении они стремились примирить между собой различные христианские общины как организационно, так и на уровне вероисповедания и принципов богослужения.
Именно идеи единства церквей, равенства всех народов и веротерпимости были главными в кирилло-мефодиевской традиции.
ХХ век - это самое страшное столетие в истории России. Это в первую очередь время разрушения традиционной России, ибо удары были нанесены по коренным, вековым устоям русского народа - Православию. В итоге все, чем столетиями держалась, на чем от века основывалась российская цивилизация, оказалось разрушенным и уничтоженным… Именно в ХХ столетии произошло коренное изменение ценностных ориентиров жизни России и русского народа, вернее не изменение, а подмена смысловых и ценностных ориентиров. Наступило время в котором не было главного - духовной составляющей.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии