Блоги

История Владимира Фокина

Я, Фокин Владимир Николаевич, родился в Павлодаре 10 июля 1944 года в рабочей семье, где пели все: мама играла на балалайке и исполняла русские песни, брат играл на баяне, сестра исполняла любимые песни. Я впервые запел еще в детском саду.

В коллектив Народного хора тракторного завода влился в 1964 году. С творческим коллективом русского народного хора под руководством Александра Ивановича Шиллера мы выступали на малых и больших сценах, в клубах и полевых станах.

Памятная поездка была в город Алма-Ата в 1967 году, где подтверждали звание народного хора, в 1967 году в Москву, где открывали концерт "Дни культуры и искусства Казахской ССР в Москве" в Большом театре Союза ССР, в 1967 году в город Рубцовск на юбилей завода. Большое выступление состоялось в 1982 году на юбилейном вечере в честь 60-летия заслуженного работника культуры КазССР А.И. Шиллера.

По сей день являюсь участником народного хора уже ветеранов и люблю русскую песню и весь коллектив.

Ожившие страницы

В Павлодаре есть уникальный, единственный в своём роде, музей литературы и искусства им. Бухар жырау, которому уже 19 лет. Ежегодно музей обслуживает более 32 тысяч посетителей. Здесь проводятся тематические лекции по творчеству поэтов и писателей, обзорные экскурсии, различные выставки, массовые мероприятия.

Как раз вчера, 6-го мая 2013, в 11-00 в зале музея была проведена встреча ветеранов войны и труда и воинов - афганцев с молодёжью города. В этом очень важном мероприятии посчастливилось поучаствовать и нам, небольшой группе Народного хора им. Шиллера. Зал был набит до отказа (даже нам мест не хватило), но мы нисколько не огорчились, а наоборот, обрадовались, ведь пришло много молодёжи. Ведущие на двух языках поприветствовали присутствующих и объявили о том, что тема встречи посвящена писателям, поэтам и журналистам, которые отдали свои жизни за светлый День Победы, ведь литература и искусство всегда выступали как хранители памяти поколений. Более 1000 писателей ушли на фронт и около 400 из них не вернулось. В числе выживших - Вс. Иванов, Калижан Бекхожин, Дихан Абилев, Музафар Алимбаев, Калмукан Исабаев, Кабдыкарим Идрисов, которые защищали родную землю не только оружием, но и страстным поэтическим словом. Были прочитаны стихи поэтов - ветеранов на русском и казахском языках, после чего мы спели песню "Катюша". Кому эта песня была знакома, подпевали нам, а молодёжь внимательно слушала и с интересом на нас глядела. Я чувствовала, что эти ребята понимают всю важность происходящего и реагировали соответственно. Затем ведущие продолжили рассказ о биографиях наших земляков - литераторах, было прочитано несколько произведений, парни Асет и Алмас спели красивую казахскую песню под домбру и снова сцену предоставили нам, хористам. Мы с Мариной Полищук спели трогательную песню "Солдатские вдовы". Видно было, что песня понравилась, уходя, мы услышали вслед нам:"Какая хорошая песня!". В зале стояла полная тишина.

После нас на сцену вышли воины - афганцы, им было предоставлено слово, а Маулен Кожахметов спел две песни, видимо, собственного сочинения. Хорошие песни, проникновенные. О той бессмысленной войне, на которой погибли тысячи молодых ребят. А уцелевшие "солдаты" стояли с понурыми головами, вспоминая, наверное, своих погибших товарищей и сожалея о том, что не стоят они сейчас рядом с ними... Встреча подходила к концу, слово предоставилось директору музея Розе Ержановне Игибаевой. Я не помню дословно, о чём она говорила, но смысл заключался в том, что в стихах военного времени слышится крик не одного поэта, а всего народа.В то время всё было общим - страдание и горе, надежды и радости, вера в победу и недоумение, что враг так быстро продвигается вглубь страны. И возникает вопрос, как бы мы повели себя в подобном случае?..

Ведущая продолжила такими словами: "Давно сняли гимнастёрки поэты - фронтовики, оставшиеся в живых. Но в веках будут сиять бессмертные подвиги наших воинов, подвиг поэзии годов Великой Отечественной войны. Стихи остаются в строю как завещание, как совесть тех, кто не вернулся".

И в завершение мы все вместе спели песню "День Победы". Все поднялись со своих мест и долго-долго аплодировали. Очень серьёзное и волнующее мероприятие! Организаторы молодцы!
Двумя днями ранее мы принимали участие в акции "Трамвай - музей", от которой у меня остались самые приятные воспоминания. И вчерашнее мероприятие - второе, организованное музеем им. Бухар жырау и я рада, что именно нас пригласили принять участие в этой встрече и хочется надеяться, что наше сотрудничество продолжится в дальнейшем.

Если кто-то не был в этом музее, рекомендую совершить экскурсию. Во-первых, это здание - настоящий памятник архитектуры, бывший купеческий дом с резными ставнями и деревянным крылечком. Каким образом этот дом сохранился, ведь старое разрушалось и строилось новое - серое, безликое?! В этом здании сохранился даже изразцовый камин и флигель с цветным стеклом. Представляете? Посетите этот музей обязательно и узнаете много нового и интересного!

История Петра Гардера

Здравствуйте, дорогие земляки-любители музыки и просто Павлодарцы! Хочу поделиться впечатлениями и восторгом о нашем замечательном человеке - Александре Ивановиче Шиллере. Для меня этот человек сыграл большую роль в моей жизни. Всё началось с 1968 года, когда Александр Иванович руководил большим Народным хором и ансамблем песни и пляски "Юность". В этом коллективе, ансамбле "Юность", были только молодые участники от 15 до 18-летнего возраста. В 1968 году, после окончания 8 классов школы, я поступил в Целиноградский автомобильный техникум, проучился 1 месяц и бросил его. Вернулся в школу в 9 класс, почему-то и учиться в 9 классе мне не хотелось. В это время идет дополнительный набор в Профтехучилище, куда я и поступил. В этом училище учился мой земляк Володя Битнер. А вечерами Володя ходил на репетиции в хор.

Я у него поинтересовался, что это за хор? Он сказал, что мне туда нельзя, так как сначала надо пройти прослушивание. На прослушивание я не ходил, а пришел с ним в хор на репетицию и сел в басовую группу. Хормейстер спросил, почему я не выучил слова песни, на что я ответил, что я новенький. Так я попал в ансамбль песни и пляски "Юность"... Когда прошло ещё 2 недели, мы уже стояли на сцене, репетировали, для меня всё это было очень интересно, и главное - мне всё это очень нравилось! Много произведений я ещё не знал, ведь в училище к тому времени я проучился только 3 недели, основная группа участников уже 3 месяца занималась!

А пришел сам Александр Иванович и начал дирижировать хором, я очень заволновался. Он репетировал с нами, показывал, где ниже тон взять, а где нужно, наоборот, дать "металла" голосу, хор просто загремел, зазвучал, и у меня сердце заёкало, вот это СИЛА! Всё, что он говорил и делал, я воспринимал в восторгом и был уверен, что лучше это сделать и нельзя! Я ещё никогда не видел такого талантливого и добрейшего человека, как Александр Иванович. Теперь вы знаете мою историю, как связала меня судьба с Александром Ивановичем Шиллером, я до сих пор благодарен ей за эту встречу с ним. Я до сих пор не пойму, я бросил учебу в техникуме, в школе и успокоился, когда попал к Александру Ивановичу - СУДЬБА! Судьба, которой я благодарен!

В ансамбле "Юность" я пропел 2 года.У нас были областные смотры, где наш коллектив занимал первые места. Потом республиканский смотр, где мы тоже заняли первое место. В 1970 году мы во второй раз стали лауреатами республиканского смотра и мы, молодые участники, получили золотые медали. В 17 лет меня и некоторых других молодых участников "Юности" Александр Иванович пригласил в Народный хор!

С ансамблем "Юность" и с Народным хором, которыми руководил А.И.Шиллер, я провел около 25 лет. Нам довелось выступать на лучших сценах области, Республики Казахстан и СССР. И всё это заслуга нашего руководителя - А.И.Шиллера, композитора, талантливого руководителя, общественного деятеля, психолога и просто очень хорошего ЧЕЛОВЕКА!

Чтобы создать такой хор, который из самодеятельных коллективов в СССР был одним из лучших, необходимо быть не просто талантливым, а очень талантливым и обладать добрейшими человеческими качествами. И композитором Александр Иванович был замечательным, его признавали за песни, в которых были воспеты просторные степи, могучий Иртыш и наш Павлодарский тракторный завод. Песни А.И.Шиллера вошли в Золотой фонд Республики Казахстан.

Чтобы заслужить всё это, нужно было приложить много труда, нужно было много репетировать. И мы репетировали. Иногда Александр Иванович называл нас ласково "Вы, мои психи", ведь другие в это время идут в кино, в гости, едут на дачу. А мы - на репетицию. И так годами! Это могут делать только люди, которые влюблены в песню, любят свой край, любят свой город, любят своих близких и, конечно же, имеют руководителем такого замечательного человека, как Александр Иванович Шиллер.

Песню, которая звучит, убить невозможно, она бессмертна! Память об этом талантливейшем и добрейшем человеке, Александре Ивановиче Шиллере, останется у меня на всю мою оставшуюся жизнь!

С любовью к вам всем
Пётр Гардер (Peter Harder, Вольфсбург, Германия)

P.S. Благодарность Ольге Литау

Творческий десант

На разных сценах приходилось нам выступать, но на такой - впервые...

Когда мне сказали, что сотрудники музея литературы и искусства им. Бухар жирау совместно НДП "Нур Отан" проводят акцию, посвящённую поэтам и писателям Павлодарского Прииртышья - участникам ВОВ, я с готовностью согласилась принять в ней участие. Для меня это принципиально важно. Но когда я узнала, что нам придётся петь в городском трамвае № 5, насторожилась, ведь такой концертной площадки у меня ещё не было. Но стало любопытно, что из этого получится.

И вот мы, четыре участницы народного хора, ровно в 10-30 были уже в Доме дружбы. Вскоре к нам присоединились представители дома-музея и двое молодых красивых парня из Дома дружбы. Уже на улице к нам подошёл оператор с камерой, и мы все вместе направились к остановке. В 11-08, точно по расписанию, подошёл наш трамвай, и войдя в него, я сразу обратила внимание на оформление салона: на окна наклеены портреты наших воевавших земляков - поэтов, писателей и журналистов, а весь салон увешан разноцветными шарами. Пассажиры вначале удивились, затем оживились и разулыбались в ожидании чего-то интересного. А нам всем весело, необычно. Мы расположились на "концертной" площадке возле кабины водителя. Девочки из музея объяснили пассажирам, с какой целью мы здесь. Перед исполнением первой песни Мария Полищук обратилась ко всем с такими словами: "Уважаемые пассажиры! Вас приветствуют артисты Дома дружбы! Наш творческий десант поздравляет ветеранов войны и труда, всех вас, наших горожан, с наступающим Великим праздником - Днём победы!" И пошла песня "Ой, туманы мои, растуманы". А трамвай тем временем движется по своему маршруту. Песни сменялись рассказом о судьбах тех, портреты которых были наклеены на окнах трамвая. Парень из нашей группы очень красиво пел, аккомпанируя себе на домбре. Мы же пели одну песню за другой, вовлекая зрителей - пассажиров в это интересное мероприятие, весь трамвай подпевал нам. Некоторые даже пускались в пляс вместе с нашей Верой Тутушиной, особенно под песни "Смуглянка"и "Катюша" (эти песни знают многие). Программу повторяли несколько раз, так как пассажиры сменяли друг друга - одни выходили, другие заходили. Некоторые проезжали мимо своих остановок умышленно, желая подольше побыть с нами. Незаметно подъехали к вокзалу, мы вышли из трамвая, чтобы сфотографироваться с желающими. Всем было очень весело и радостно от осознания того, что мероприятие удалось, было сделано много снимков. Поехали дальше. И опять поздравления, песни, танцы, игра на домбре. А уже подъезжая к "Манакбаю", мы запели легендарную "Катюшу" и следом - "День Победы". Вот и остановка "Дворец школьников" - конец нашему незабываемому путешествию. Я надеюсь, что понравилось всем - и нам, и случайным пассажирам. Я очень довольна! Единственное, что необходимо учесть, если подобные мероприятия войдут в систему - нужно репетировать заранее. Экспромт не всегда бывает удачным. Не судите слишком строго, мы учтём все недоработки и в следующий раз покажем КЛАСС! Приглашайте!

Тема войны в репертуаре хора Шиллера

Великая Отечественная война. Наша память о ней - это не только скорбь о погибших, это боль тяжелых ранений и печаль в осиротевших семьях. Мы живем на земле, где в годы ВОВ было унесено 27 миллионов человеческих жизней. Жестокая правда и трагедия войны и сегодня отзываются болью в наших сердцах. Тема войны - Великая тема, поэтому и создавалась Великая музыка, Великое песенное творчество. К этой теме не раз приобщался и наш коллектив, за всё время существования хора Шиллера нами было спето много песен о тяготах войны, о фронтовых боях и буднях, ведь песен на эту тему написано немало.

Вспоминается отчетный концерт 1978 года, на котором была исполнена вокально-хореографическая композиция "За Родину", где были задействованы хор, оркестр и танцевальная группа. На этом же концерте звучала песня "Стоит над Волгою курган" в исполнении хора и оркестра.

В юбилейной программе, посвященной 20-летию хора была показана "Солдатская пляска", опять была исполнена композиция "За Родину".

Один концерт запомнился особенно: на отчетном концерте 1985 года, посвященном 40-летию Великой Победы, была исполнена трогательная литературно-музыкальная композиция, в которую вошли песни известных композиторов. На сцене, на постаменте неподвижно стоял солдат с девочкой на руках, символизируя памятник, возле него "горел" вечный огонь. Хор и солисты торжественно исполняли песню "Неизвестный солдат". В зале на первых рядах сидели с цветами в руках ветераны хора войны и труда, организованного А.И.Шиллером в 1981 году (этот хор существует и поныне, им руководит В.Полицанов, и занимаются они в ГДК). На слова "И вернувшись живыми с далекой земли, его именем мы сыновей нарекли. Не забыть нам лицо, не забыть этот взгляд, он - отец или брат - этот гордый солдат. Пусть же вечно живет неизвестный солдат!" ветераны медленно поднимались на сцену и несли цветы к вечному огню, а затем так же медленно возвращались на свои места. Зал взрывался аплодисментами, многие расчувствовались и вытирали слезы. На том концерте были применены спецэффекты: закадровая музыка, взрывы снарядов, свист пуль, крики солдат. Концерт закончился песней "Мир нужен всей планете" в исполнении хора и оркестра.

На 30-летии хора в 1987 году были исполнены следующие музыкальные произведения: народная песня "Александровский централ", "Стоит над Волгою курган", "На вечные времена", "Ветераны войны". На концерте, посвященном Дню Советской Армии, была исполнена новая хоровая песня "Калина черная".

За всё время существования хора было спето немало песен на военную тему, всего и не вспомнить теперь. С каждым годом мы всё дальше и дальше уходим от тех страшных событий. Выросло новое поколение людей, для которых война - лишь воспоминания очевидцев, переживших тот период времени. С каждым годом их становится всё меньше и меньше. И мы, живые, не имеем права забывать об этом. Поэтому, готовя новые программы, мы непременно включаем в свой репертуар песни с военной тематикой. Перечислим лишь некоторых из них - "Поклонимся Великим тем годам", "Не шуми, печальная калина", "Солдатские вдовы", "Хлеб всему голова", "На солнечной поляночке", "Ехал я из Берлина", "Степом" и другие.

При этом мы не забываем и старые песни, так как они не утратили своей актуальности и сегодня, ведь не везде на земле царит мир, а значит тема войны, тема защиты мирной жизни будет тревожить нас, артистов, всегда. Пока жива наша память!

Валентина Сотникова и Валентина Беличева

Сценарий концерта 16 декабря 2012

Сценарий

юбилейного концерта, посвященного 75-летию Павлодарской области, дню Независимости Республики Казахстан и 55-летию народного хора им. А.И. Шиллера.

Под музыку и аплодисменты на сцену выходят все участники хора.

Ведущая. Добрый день, дорогие зрители, дорогие наши слушатели! А день действительно добрый,  это подтверждает наша встреча с вами! На сцене лауреаты Республиканских и Всесоюзных фестивалей, основной состав - ветераны народного хора им.А.И. Шиллера, имя которого коллективу было присвоено в 1998 году, благодаря нашим общим  усилиям. Музыкальный руководитель - Гайнутдин Айнутдинович Ташимов. Концертмейстер-Дмитрий Козлов. Свой концерт в день 55-летия коллектива мы посвящаем 75-летию Павлодарской области и Дню независимости Казахстана. На протяжении 55 лет сотни любителей русской народной песни прошли школу пения в этом хоровом коллективе, навсегда оставив в своем сердце образ талантливого музыканта и человека А.И.Шиллера. И сейчас перед вами те участники, кто пел и продолжает петь уже не одно десятилетие, и новые хористы. Многие стояли у истоков коллектива, с момента его рождения. Когда-то молодые и задорные ребята и девчата, которые пели и танцевали, нашли здесь свою судьбу, создали семьи.

Где и как поётся

Несмотря на то, что я выступаю в концертных залах города Павлодара (и не только Павлодара) более 30 лет, меня всегда перед каждым выступлением охватывает волнение, потому что голосовые связки - это такой непредсказуемый инструмент, который может подвести в самый неожиданный момент. Неслучайно же на самых ответственных мероприятиях люди нередко поют под фонограмму. Видя наше волнение, Александр Иванович Шиллер не уставал повторять, что настоящие артисты не могут не волноваться.

Конечно, сейчас нет таких залов, в которых можно было бы петь со сцены без микрофонов, да и акустика в каждом зале своя. Но в некоторых залах и с микрофонами петь нелегко. Почему? Потому, я думаю, что огромные звукоусиливающие колонки стоят на сценах по бокам, находясь впереди хора; звук при этом идет в зал, и мы не слышим собственное звучание.

В каких залах нашего города нам доводилось петь?

1. В Городском Дворце культуры (бывший ДК трактостроителей). Это самая престижная сцена Павлодара, и нам там сложнее всего петь, потому что мы мало выступаем в ГДК, добрые люди от культуры всячески ограждают нас от нее. В ГДК самая большая вместительность, но численность аудитории для нас не имеет никакого значения, так как во время выступления мы не окидываем зал взором, а концентрируем свой взгляд на определенной точке, как нас учил Шиллер.

2. В "Шаныраке" (бывший ДК железнодорожников). До ремонта в "Шаныраке" было петь сложнее, весь звук уходил в потолок, но сейчас такой проблемы нет.

3. В концертном зале "Достык" (Славянский центр). Здесь нам поется исключительно легко, ведь это родной на сегодняшний момент наш зал.

4. В театре им.Аймаутова (бывший ДК металлургов) мы выступали очень редко, но пелось там легко, потому что там хорошая акустика. Мы там пели ещё до того, как Дворец металлургов стал театром.

5. В большом зале Дома дружбы петь без микрофонов крайне тяжело по нескольким причинам: а) напольное покрытие; б) мягкие стулья; в) рифленый потолок. Звук всем этим поглощается, но при наличии хороших микрофонов (как это было совсем недавно на творческом вечере Г.Ташимова и Л.Бевз) все эти неприятности устраняются.

6. В детском культурно-досуговом центре "Колос" нам поется очень комфортно. В "Колос" нас приглашают чаще, возможно, потому что туда сходятся в основном ветераны и старожилы города, которые помнят хор Шиллера (хор Павлодарского тракторного завода). Ощущения от выступлений там самые приятные, эмоции положительные, чувствуется доброе расположение зала, видны приветливые, доброжелательные лица, нас ждут в фойе, продолжают благодарить и после концерта, что оставляет приятные воспоминания.

7. В зале кинотеатра "Космос". Выступали там два раза, зал небольшой, компактный, слышимость хорошая. Нас принимали там хорошо и благодарили.

8. В концертном зале Музыкального колледжа. На этой сцене хор выступал при мне лишь однажды, ещё при жизни Владимира Ширинкина, на его творческом вечере. Я пела "Песню о матери". Наверное, спела хорошо - зал аплодировал долго. Я себя слышала, а это значит, что акустика отличная.

И, конечно же, на концертных площадках нашего города Павлодара.

В процессе написания этой статьи я сделала совершенно неожиданный для себя вывод: легче всего мне пелось на двух сценах - в маленьком клубе села Черное и в клубе речников, что в Затоне, где я пропела два года, работая учителем начальных классов в школе №13, которая находилась совсем рядом с этим клубом. Про сельский клуб я уже писала в заметке "Школьные годы чудесные". Чуть-чуть напишу о Затонском клубе, очень уютном деревянном здании, в котором на тот момент проводились песенные фестивали, смотры-конкурсы самодеятельных коллективов. Зал был небольшой, но компактный, уютный. При этом клубе был вокально-инструментальный ансамбль (уже не помню его названия), и я в нем пела. На репетиции ходила с маленьким сыном, мы его закутывали в свои пальто и куртки, он мирно посапывал на столе. Выступали перед работниками Судоремонтного завода, пелось легко, свободно, всем было слышно отлично. Я пела лирические песни. Зал замирал, когда мы начинали: "Давно ли песни ты мне пела, над колыбелью наклонясь, но время птицей пролетело, и в детство нить оборвалась" (это песня "Поговори со мною, мама" из репертуара Валентины Толкуновой).

О качестве пения или звучания хора мы могли судить только по реакции зала. С первых аккордов баянов становилось ясно, есть ли контакт со зрителем или он еще не установлен. Но нам везло - нас всегда принимали с благодарностью и любовью. Ведь мы выкладывались на все 100 процентов, а любой труд должен оплачиваться. И нам платили бурными аплодисментами, приветливыми улыбками и словами благодарности. А это богатство нельзя сравнить ни с каким во всем мире. И мы будем петь столько, сколько будет нужно нашему зрителю! Независимо от сцены!

Валентина Сотникова

Владимир Шиллер об отце

Последний концерт

Незавидной была доля сотрудников КГБ, охранявших здание посольства ФРГ в Москве. Тянуть здесь лямку службы было чистым наказанием. Трудный участок: даже в лютые морозы здесь следовало держать ухо востро, а все подходы к германскому представительству - в поле зрения. Бдительно и круглосуточно. Многое видели здесь чекисты, многое пережили. Многое... Но всё это были мелочи по сравнению с тем, что произошло здесь в один из августовских дней 1985 года, накануне Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Такое не могло присниться даже в страшном сне...

История Владилена Шпакова и Людмилы Садовник

Моя фамилия - Шпаков Владилен Семенович. Я - ветеран русского народного хора имени А.И.Шиллера. Как я пришел в хор?

В 1961-м году после службы в армии я приехал в город Павлодар, где жили мои родители. Петь я всегда любил, в армии участвовал в хоровой самодеятельности. Узнал, что в городе есть русский народный хор. Занимались они тогда при заводе "Октябрь". Я пришел - меня прослушали и оставили. С тех пор, а это был 1962-й год, правда, с перерывами, я пою в этом хоре. В этом 1962 году мы уже защитили звание народного, а в декабре были на гастролях в Киеве. Помню концерт в совпартшколе. Мы исполняли песню "Реве та стогне Днiпр широкий", зрители стоя нам аплодировали. Эта песня звучала для них, как гимн. По возвращении мы много давали концертов по городам нашего Казахстана и России, во многих селах нашей области. В 1967-м году мы выступали в Москве на ВДНХ и на сцене Большого театра. Это были дни культуры и искусства Казахстана в Москве. Всё второе отделение концерта было отдано нашему хору. А открывал второе отделение Ермек Серкебаев, с которым мы там познакомились. Были у нас встречи в Целинограде с Александрой Пахмутовой и со вторым в истории космонавтом Германом Титовым.



В хоре было очень много интересных людей: Георгий Бенуа, знаменитая семья музыкантов и художников, Валентин Евгеньевич Эмме - капитан второго ранга крейсера "Аврора", журналист, поэт и наш ведущий концертов Сергей Музалевский. Хочется вспомнить своих друзей, что стояли у истоков хора: Аркадий Кистнер, Виктор Размолодин, Анатолий Корниенко, Павел Порубай, Михаил Чириков, Анатолий Ситников, Вадим Албычев. Со своей будущей женой, Людмилой Николаевой Садовник, я познакомился в хоре. Поженились мы в 1970-м году, в том же году у нас родилась дочь. И вот, по семейным обстоятельствам, я временно не стал посещать хор. После выхода на пенсию времени у меня стало достаточно. Потом я узнал, что хотят собрать ветеранов хора заняться пением. А самых первых участников сейчас в хоре три пары: это чета Николая и Лидии Галушек, Владимира и Антонины Кошелевых, ну, и мы, Шпаковы-Садовник, которые до сих пор семейно поем и дружим.

*****

Я, Садовник Людмила Николаевна, пришла в Народный хор в 1966-м году. Позвала меня участница хора Любовь Гуряшина. Александр Иванович Шиллер как раз приглашал желающих петь.

Мне крупно повезло. В 1967-м году хор пригласили в Москву на дни Казахстанской культуры. Выступали на сцене Большого театра вместе с корифеем казахстанской сцены Ермеком Серкебаевым и с республиканским ансамблем танца "Гулдер". Это были незабываемые дни. Выступали на открытой сцене ВДНХ. Народный хор, танцевальная группа и оркестр народных инструментов - эти три коллектива были, как одна семья.

Выступали на разных площадках, в домах культуры, на полевых станах, выезжали в Рубцовск на празднование 25-летия тракторного завода, который был перевезен из Липецка во время войны.

Досуг мы тоже проводили вместе. Можно сказать, что мы жили одной семьей, делившей и радости, и горести. Коллектив был молодой, поэтому образовывались семейные пары: Шлейхер Александр и Левенец Валентина, семья Николая Галушки и Лидии Клочай, Кошелевых Владимира и Антонины, Чирикова Михаила и Зинаиды. Нашла и я свою вторую половинку - Шпакова Владилена Семеновича, который поет до сих пор в свои 75 лет.

Хороший жизненный заряд дал нам Александр Иванович, воспитав в нас чувство единения, сплоченности, умение дружить. А самое главное - это любовь к русской песне. Посмотрите на нынешних участников хора - они никогда не устают петь, даже после концертов поют. Выступают на самых разных площадках, в любую погоду.

Поэтому вызывает недоумение отношение городского отдела культуры, который ни разу не счел возможным познакомиться с этим прославленным коллективом, золотым фонда нашего города.

Есть предложение - открыть мемориальную доску Александру Ивановичу Шиллеру на здании, где хор репетировал.

История Людмилы Тиссен

В хор в 1969-м году я попала случайно. Мы с подругой шли в кинотеатр "Октябрь" и увидели объявление, что в хор приглашаются юноши и девушки. Мы зашли просто ради любопытства, но Александр Иванович не отпустил нас, пока не прослушал. Подруге моей он ничего не сказал, а меня сразу же пригласил на репетицию в воскресенье. Я пришла, он сразу же посадил меня в сопрано и сказал, чтобы я попробовала. Вот так и началась моя певческая жизнь! Всё пошло, как будто само собой.

Меня всегда удивляло то, что хоть в хоре были люди всех возрастов (мне было тогда 15 лет), Александр Иванович относился к ним, как к любимым детям. Бывало, и психанет, когда мы портачили, но тут же сразу скажет: "Вы же всё можете!"

Репитиции это ещё не всё, а вот концерты! Это костюмы, грим, волнения! Как это приятно, когда раздвигается занавес и зрители начинают аплодировать, хотя мы не спели ещё ни слова! Потом я стала уже и солировать.

Через некоторое время в хор пришла и моя сестра, а потом подрос и брат. Так мы втроем уже стали ходить на репитиции. В хоре у нас всё было впервые - и первая любовь, и разочарования. Здесь мы создали свои семьи, здесь у нас родились первенцы. Я ходила в хор до самых 8 месяцев беременности, а потом Александр Иванович говорит: "Люда, ты уже не "вмещаешься" в сарафан, наверное, хватит уже, отдыхай".

Александр Иванович был не только руководителем коллектава, он был вторым отцом для нас. Обращал внимание на настроение каждого участника и пропускал все наши заботы через себя, через своё сердце. Как-то у нас сильно заболел папа, несколько дней был в коме, так вот Александр Иванович пришел лично к нам домой и спросил маму, нужна ли нам какая-нибудь помощь? А как он радовался, когда узнал, что папе стало легче! От радости мы заплакали вместе с ним, он обнял меня и сказал, что теперь всё будет хорошо! Так и получилось. Папа выздоровел и прожил ещё до 2009 года.

Я очень благодарна судьбе за то, что я общалась с Александром Ивановичем и таким прекрасным коллективом. Мы были как одна семья! Многих уже нет в живых. Кто-то до сих пор поет в хоре. Всем, кто ещё помнит нас, Пироговых, большой привет! Живите долго и счастливо! Спасибо, что вы у нас были!

Людмила Пирогова-Тиссен (Альбрук, Германия)

P.S. Благодарность Ольге Литау

История Раисы Стукаловой

Рок судьбы или счастливый случай?

Хочу написать маленькое предисловие. Родилась я на Украине в поселке Щорск Днепропетровской области. Детство было голодное, послевоенное. У мамы нас было трое, я была одна из меньших. В школу пошла почти в 8 лет. Помню, мама проводит в школу до парка через дорогу, а там я всю дорогу иду и пою «Шел отряд по берегу, шел издалека». Пела про нашего земляка, а до школы идти полтора километра. Шло время, и как сейчас, помню, где-то в 5-м классе к нам в Щорск привезли фильм «Солдат Иван Бровкин на целине». Так этот фильм мне понравился! Мы на все сеансы ходили. Я тогда и подумать не могла, что это станет всей моей жизнью.

Закончив 8-й класс, я поступила в строительное училище Днепропетровска. Училась на строителя: не то, что мое призвание, а просто хотелось скорее стать взрослой. Училась три года. Днепропетровск – очень красивый старинный город. В то время молодежь училась в основном на рабочие профессии, чтобы поднимать города и села после войны. Я не знала такого счастливого дня в своей жизни, когда однажды нам на линейке сообщили, что для нашего выпуска будет распределение с выездом в Казахстан. Я первая написала заявление, чтобы осуществить свою детскую мечту. И вот наступил тот день, когда мы собрались на вокзале. Это был незабываемый день. Весь перрон был заполнен отъезжающими и провожающими. Это были дети с ремесленных строительных училищ. Конечно, мы мечтали о том, как мы будем жить в палатках. И вот мы в дороге. Радость и гордость переполняли нас. Мы даже не заметили, как трое суток осталось позади. В окнах мелькали бесконечные степи, те, которые я в пятом классе видела в кино. И вот 26 августа 1961 года мы приехали на вокзал города Павлодара.

История Любови Фот

В деревне Тарасовка, что расположена в Брянской области, 23 мая 1950 года в молодой семье Беликова Виктора Григорьевича и Беликовой Марии Евдокимовны родилась девочка, дали ей имя - Любовь. Свое детство и школьные годы провела в деревне, где почти каждый пел или играл на каком-либо инструменте. Мои родители родились в этой деревне, после окончания войны встретились на музыкальных вечеринках, отец мой играл на гармошке, мама - на балалайке.
Помню, где-то в 1960-м году отец купил баян, красивый (под слоновую кость оформлен, камешками украшен), звук у него под аккордеон был налажен, долго мама отца упрекала за это. За эти деньги тогда можно было корову купить. Приходил отец с работы, всю домашнюю работу вместе сделаем, а затем брал этот красивый баян и играл. В основном плясовые мелодии, потому в деревне его всегда приглашали на свадьбы, проводы в армию. Мама ему частушки напевала. Песни в деревне всегда пели: убирают сено, идут в лес за грибами, ягодами, доярки едут с полевого стана - и всюду песни слышны. Жизнь кипела, деревня жила, теперь, конечно, в деревне одни старики живут. Раньше собирались мамины сестры и пели на три голоса народные песни, страдания или частушки. Как-то я без разрешения взяла баян и подобрала мелодию песни "Снова замерло все до рассвета" и не заметила, как отец вернулся. Конечно, он не любил, когда я брала баян, боялся, что я его уроню или как-то неаккуратно буду обращаться. Уж очень он любил его.

После окончания десяти классов я уехала в Казахстан, захотелось географию изучить, так и осталась здесь с 1968 года, работала на тракторном заводе, слышала про хор тракторного завода, но не довелось туда пойти - вскоре вышла замуж, пошли дети. Попала в хор ГДК уже в 1997-1998, в то время хором руководил Владимир Алексеевич Зайцев, хормейстером была Алмагуль Амантаевна, баянистом был Ленский. 27 мая 2000 года к дню рождения Александра Ивановича Шиллера была организована поездка на "Ракете" на ту сторону Иртыша, где мы прямо на лоне природы дали несколько концертных номеров, почтив память Шиллера. Присутствовала вдова Зинаида Васильевна Шиллер с внуком, гости облсофпрофа. Были вручены ленты "Ветеран хора" тем, кто пропел в хоре более 10 лет. С этого мероприятия осталась видеосъемка. Прямо на палубе "Ракеты" состоялся памятный обед, организованный участниками хора.

Песни мне помогли пережить трудные годы в период перестройки (осталась без работы), песни помогали жить, работать и вообще - "Песне ты не скажешь до свидания, песня не прощается с тобой". В хоре имени А.И.Шиллера я пела в третьих голосах; бывало, нужно и на дачу ехать, и репетиции - всюду успевала, что до сих пор продолжаю петь, правда, в других коллективах: ансамбле "Пламя", татаро-башкирском хоре, руководимым Г.А.Ташимовым, хоровом коллективе с.Павлодарское.

История Николая Якимца

Я, Якимец Николай Андреевич, родился 25 декабря 1931 года.

Приехал в Павлодар в 1983-м году. Как-то во Дворце тракторостроителей был концерт народного хора, на котором я присутствовал. Концерт мне очень понравился. После него я поднялся на сцену и спросил, кто же здесь Шиллер. Александр Иванович ответил, что это он и что же я хотел. Я сказал, что мне очень понравился концерт и что я хотел бы петь в народном хоре.

Шиллер повел меня в свой кабинет, взял аккордеон и говорит, чтобы я спел вот эту песню (не помню какую). А я ему говорю, что давайте я спою вам песню Геннадия Заволокина без аккомпанемента "Любушка", и пропел. Александр Иванович говорит: "Здорово поёте. Приходите на репетицию". Затем он повёл меня к хормейстеру Алексею Николаевичу Томилину и сказал ему: "Держите его, чтобы не сбежал от нас, он здорово поёт".

Вот так я оказался в народном хоре. Пел дуэтом с Владимиром Фокиным "Спасибо, друг", с Анатолием Гасановым запевали песню "Провожала сокола", с Марией Полищук "А я все дивлюся", запевал песню "Широка ты, степь", приплясывал в песне "Бабка Любка и другие" с Зинаидой Стариковой, где я изображал деда-голубочка, а Зина бабку Любку-голубку с ухватом. Шуточная песня шла на ура. В вокально-хореографической сюите "Свадьба в деревне" отплясывал в русской народной песне "Трава, моя трава".



Ездил с концертами с коллективом в Ленинград, Киев, Новочеркасск, Алма-Ату, Астану, Одессу, Волгоград. О наших руководителях - Шиллере А.И., Томилине А.Н., Ширинкине В.С., Егоровой Л.Н. у меня только хорошие воспоминания. Вот и всё, что я хотел написать.

P.S. Благодарность Валентине Беличевой за появление этой истории.

Творческая гостиная

17-го апреля 2013 г. нам (хору русской песни имени Шиллера) посчастливилось поприсутствовать,  нет, принять участие в празднике, который подготовили и вели две удивительные женщины - Евгения Борисовна Бережная и Яна Любомировна Холина. Почему я пишу сейчас, а не сразу после проведённого мероприятия, объясняю: ждала, когда кто-нибудь напишет более подробно об этом вечере. Дождалась. Теперь я могу с чистой совестью поделиться своими впечатлениями, тем более, что Евгения Борисовна призывает нас к этому...

Как только мы вошли в зал, я сразу отметила тепло и доброжелательность уже сидящих на стульях участников и гостей. А когда Яна Любомировна назвала тему вечера и пригласила на сцену милую, обаятельную и скромную Людмилу Николаевну Бевз, все в зале оживились, предвкушая что-то "вкусное". А я уже не сводила глаз от сцены, боясь что-то пропустить. После того, как Людмила Николаевна поведала нам о своём жизненном и творческом пути, мы окунулись в мир её стихов и песен. И я поняла: какой она человек, такие у неё и стихи, и песни - добрые, нежные, проникновенные. Замечательно звучал дуэт Людмилы Николаевны с Константином Симоновым. Слушая их с замиранием сердца, я вспоминала, как мы в своё время в Баян-Ауле, сидя у костра, пели под гитару песни Ю. Визбора "Ты у меня одна" и "Милая моя,солнышко лесное...", песню двух Евгениев - Крылатова и Евтушенко "Серёжка ольховая" и др. Спасибо Вам, дорогая Людмила Николаевна, за увлекательное и познавательное знакомство с такой творческой личностью, как Вы!

И тут на сцену приглашается руководитель нескольких хоровых коллективов, талантливый музыкант, уважаемый всеми, кто его знает, Гайнутдин Айнутдинович Ташимов. С грустью я слушала рассказ о том, каким нелёгким был его путь к тому, что он имеет сейчас, но меня поразили его упорство и настойчивость в достижении своей цели. Какой молодец! При всей его мягкости и интеллигентности такая поразительная твёрдость характера. Я не могу судить о его работе с другими коллективами, остановлюсь на нашем хоре русской песни, который за 55 лет существования приобрёл свой характер, свои устои и традиции. Не любой музыкант смог бы справиться с нами, такими капризными, шумными и "всезнающими". Гайнутдин глубоко уважает и ценит каждого из нас, мне иногда кажется, что ему хочется сделать нам заслуженное замечание, но не решается из-за своей глубокой порядочности. А иногда с нами и потвёрже надо, кое-кого и на место поставить. Но не может, потому что он такой. И именно этим он нам и дорог, своим характером и отношением к людям Гайнутдин напоминает нам Александра Ивановича Шиллера. Очень хочется сохранить этот тандем на долгие годы. Он устраивает нас,а мы (хочется надеяться) - его.

"Творческая гостиная" - очень своевременное мероприятие, спасибо организаторам и участникам.

Простите, пожалуйста, меня за смелость, но, я думаю, не стоило объединять две такие своеобразные и неординарные личности в одну программу. Я с удовольствием послушала бы ещё стихов и песен Людмилы Николаевны Бевз, а потом весь вечер переваривала бы "съеденное". А Гайнутдин Айнутдинович Ташимов мог бы больше показать подготовленных номеров всех своих коллективов. Но это только моё мнение, и оно не обязательно должно быть правильным. Ещё раз СПАСИБО!

Валентина Сотникова (солистка хора Шиллера)

Школьные годы чудесные

На совместных концертах часто приходится наблюдать такую картину - детей приводят родители, бабушки, некоторых - дедушки. Это, наверное, правильно, если учесть время, в котором мы живем. Но возможна и другая причина - за детей решают взрослые, танцевать ли им, петь ли...

Далеко ходить не надо, взять хотя бы моего старшего сына, на которого я возлагала большие надежды, заметив у него отличные музыкальные способности. Но закончив музыкальную школу, он отдал мне диплом об окончании и пошел своим путем, не имевшим ничего общего с музыкой.

История Виктора Вегеля

В далеком 1973-м году меня увидел Александр Иванович Шиллер на конкурсе чтецов, который проходил в ДК железнодорожников. Видимо, я так старался кричать без микрофона стихи Блока, что меня слышали на последнем ряду. Был только голос и больше ничего. Это я узнал потом, а до конкурса я считал, что очень хорошо читаю. В родном совхозе мне об этом не раз говорили девчата.

И вот Александр Иванович подходит ко мне после конкурса и говорит: "Я - Шиллер, руководитель Народного хора, не хотели бы вы у нас заниматься?" Ничего себе, думаю, сам Шиллер меня приглашает, вот это да! Я, конечно же, согласился, не раздумывая. Он сказал, где и когда проходят репетиции. На следующий же день, к 19-00 я пришел в красный уголок по улице Куйбышева (Торайгырова), и мне показалось, что я попал на настоящий праздник, большой и светлый: одна молодежь, все доброжелательно улыбаются. А когда услышал, как они поют, дух захватило.

После этого в течении какого-то времени, по просьбе Александра Ивановича, со мной занимались в Драмтеатре по постановке голоса. И с этого момента мы с Ольгой Литау стали вести концерты. Я чувствовал себя абсолютно счастливым, понял, как мне повезло, что судьба свела меня с таким человеком. Добродушный, уравновешенный, без какого-либо высокомерия, он учил, подсказывал, советовал. Подойдет, бывало, перед концертом и спрашивает: "Ну как, готов? Не волнуйся, всё хорошо, начинай!" И... льются песни не только его собственного сочинения, но и других авторов, которых он знал лично. А концертов было очень много, побывали во многих уголках нашей необъятной страны (бывшего СССР), и везде принимали с любовью и заслуженными почестями. Я часто вспоминаю наш приезд в колхоз "30 лет Казахстана", с каким теплом хор принимали жители села и сам председатель колхоза Яков Геринг. Сколько хороших слов было сказано в адрес Александра Ивановича Шиллера после выступления. Зал был полон, благодарные зрители сидели нарядные и счастливые. А потом был праздничный ужин в колхозной столовой. Председатель до самого нашего отъезда не отходил от Шиллера. Видно было, что общаются два друга, два великих и талантливых человека - каждый в своем деле.

Людмила Зыкина, Яков Геринг, Александр Шиллер (Павлодарская область, март 1983 года):

А об участниках-хористах и говорить нечего: сам факт того, что прошло более двадцати пяти лет после смерти Александра Ивановича, а хор до сих пор существует. Живет, благодаря умело подобранному коллективу, ведь певцов и танцоров было не менее 100 человек. И никогда ни один участник не оставался без внимания со стороны Александра Ивановича - каждого отметит, поблагодарит, поможет. Вот таким был наш горячо любимый и вспоминаемый нами Александр Иванович Шиллер, тепло и радость от соприкосновения с которым остается на многие десятилетия. Благодаря энергетике, которая исходит от подобных людей, жизнь на земле до сих пор продолжается. Вечная ему память! А хору - долгих творческих лет и востребованности. Мы обязательно встретимся, очень вас всех люблю и скучаю!

Виктор Вегель, Швальмштадт, Германия

P.S. Очередная благодарность Валентине Сотниковой, без которой никто и никогда не узнал бы историю Вегеля :D

Сценарий вечера памяти Шиллера

В закромах Славянского центра мной был найден сценарий концерта, посвященного памяти А.И.Шиллера и проведенного Татьяной Ивановной Кузиной 27 января 2008 года. Видеофрагменты этого концерта есть на нашем сайте.

 

СЦЕНАРНЫЙ ХОД

 концерта, посвящённого памяти

                            Александра Ивановича Шиллера

27 января 2008 года в 15.00 часов

 

Ведущая концерта: Татьяна Кузина

 

         Александр Шиллер… О нём говорят: «Вся душа его в песне». Александр Шиллер – это не просто имя, это даже не пласт, это  целая эпоха в истории культуры, клубного дела  не только Павлодарского Прииртышья, но и всего Казахстана.

         Юность свою начал в  Одесской  мореходке, получил специальность и даже успел немного поплавать по Чёрному морю, а потом по воле НКВД пришлось отправляться в Сибирь. Его семье, как впрочем и другим переселенцам, вменялось  в вину происхождение – немец.

История Александра Грибчика

В Павлодар мы с родителями приехали, когда я был еще ребенком. По окончании школы поступил в училище № 137 от Тракторного завода, приобретал специальность токаря. Это было в 1974-м году. При училище был ансамбль "Юность", которым руководили Александр Иванович Шиллер и Алексей Николаевич Томилин. Один занимался с девушками, другой - с ребятами. Потом объединились в общий коллектив и звучали неплохо.

А Александр Иванович руководил, как мы узнали потом, хором Тракторного завода, который к тому времени существовал уже 17 лет. Учился я год и сразу пришел по приглашению Шиллера в его знаменитый хор. Началась интересная для меня жизнь с концертами на предприятиях города и гастрольными поездками.

История Надежды Пановой

До того, как в 1985-м году я с семьей приехала в Павлодар, мы жили на Урале, в городе Берёзовский Свердловской области. Там я тоже пела в хоре, с которым побывала и в Украине, и в Молдавии, и в Подмосковье. Много выступали по деревням и в самом Свердловске (Екатеринбурге).

Как только мы устроились на новом месте, я стала интересоваться, есть ли в Павлодаре какой-нибудь хор. Соседи сказали, что во Дворце тракторостроителей есть хороший хоровой коллектив. Приехала во Дворец и на вахте спрашиваю, где занимается хор. Меня спрашивают: "Вам хор ветеранов", на что я ответила вопросом: "Я что, на ветерана похожа?" И как раз мимо вахты проходил Алексей Николаевич Томилин, вахтерша представила нас друг другу. Меня прослушали и определили в третьи голоса, а я всегда пела в первых. Я, когда волнуюсь, то пою низким голосом. Некоторое время сидела рядом с Верой Тутушиной, она слушала-слушала, а потом говорит Томилину: "Алексей Николаевич, видите, человек давится, пересадите ее в сопрано". Так я оказалась в первых голосах. Я сразу подружилась с Валентиной Сотниковой, она опекала и поддерживала в то время, как другие глядели косо и шипели, особенно после того, как мне дали запевать песню "На вечные времена", которую до этого пела Аня Киршина. Жаль, что не довелось узнать Александра Ивановича Шиллера поближе, но увидеть его я все-таки успела. Его, видимо, отпустили на выходные из больницы, но он не поднимался на третий этаж. Нам сказали, что он внизу, и мы все высыпали из своего класса, и вот тогда я увидела основателя этого известного коллектива в первый и последний раз живым. В декабре 1985-го года его не стало. Но занятия хора я посещала добросовестно, несмотря на то, что у меня был маленький ребенок.

В 1988-м году в составе поезда "Дружба" ездили по Украине, узнала много нового и интересного, была в Ленинграде, в Боровом. Когда в коллективе начались разногласия, Томилин ушел в Славянский центр и забрал несколько человек с собой, в том числе и меня. Пели сначала русские и казачьи песни, потом только казачьи. Через некоторое время образовалось два казачьих коллектива: "Иртышская линия" и "Воля". В данный момент я пою в "Иртышской линии". В хор Шиллера больше не хожу, но воспоминания о нем самые хорошие. До сих пор со многими общаемся, особенно с Валентиной Сотниковой, раньше я часто бывала у нее дома. Сейчас, правда, видимся реже, но не теряем друг друга из вида.

Я рада, что оказавшись в незнакомом городе, нашла этот знаменитый хор, что познакомилась с интересными людьми, что стала частью этого необыкновенного коллектива. Я уверена, что мы и дальше будем сотрудничать, выступая на совместных концертах. Спасибо всем, кто помнит меня, а я их не забуду никогда!

Надежда Панова

История Татьяны Липатниковой

Знакомство с Народным хором для меня началось в 1975 году. Моя подруга Раиса Короткая рассказала о том, что она ходит в замечательный хоровой коллектив, и предложила вместе ходить в хор. Для этого нужно было пройти прослушивание у руководителя этого хора Александра Ивановича Шиллера. Я пришла на прослушивание. Александр Иванович предложил мне спеть куплет из песни «На побывку едет молодой моряк». Я спела, и Александр Иванович сказал, что у меня сопрано, и я могу петь в хоре. Вот так я стала участницей коллектива. Ходила на репетиции, и мне очень понравилось петь в этом хоре. Потом начались гастроли нашего коллектива по Павлодарской области. Нас очень тепло принимали зрители. Я вспоминаю выступление хора в Караганде, в Экибастузе. Во время выступления в Экибастузе произошел забавный случай. Девочка из танцевальной группы (тогда при хоре был танцевальный коллектив), исполняя вертушку, вылетела в зрительный зал и приземлилась на колени зрителю в первом ряду.

Потом начались гастроли по крупным городам бывшего СССР. Запомнились гастроли в Москву, Харьков, Волгоград. В Харькове мы выступали прямо на заводе, рабочие которого очень тепло приняли наше выступление. В городе-герое Волгограде наш хор давал концерт по местному телевидению. Вспоминаю, что мы все очень волновались перед этим концертом. В этом городе хотелось выступить особенно хорошо, так как мы с хором накануне побывали на мемориальном комплексе, на знаменитом Мамаевом кургане. Мы, находясь на месте, политом солдатской кровью, были потрясены увиденным. От осознания того, столько полегло на этой земле людей, которые дали нам возможность жить и радоваться в этом прекрасном мире, сердца наши наполнились болью.