Павел Васильев. «И вот я вновь нашел в тебе приют, мой Павлодар…»

23 сентября 2011 года свершилось событие, к которому Павлодар шел более полувека.

«Это явление! Знаменательное событие не только в жизни Казахстана, но и всего евразийского пространства», - так оценил происшедшее известный казахстанский поэт, редактор журнала «Нива» Владимир Гундарев. В Павлодаре был открыт памятник выдающемуся русскому поэту, нашему земляку Павлу Васильеву!

Первый сборник стихов Васильева после его расстрела, 20 лет запрета и полного забвения был издан в Москве в 1957 году. Он был подготовлен Еленой Вяловой, вдовой поэта, и другом поэта, литератором Павлом Вячеславовым.

В павлодарской областной газете первые публикации стихов поэта и статьи о нем стали появляться в начале шестидесятых годов прошлого столетия. И тогда же после 20 лет лагерей и ссылок по приглашению журналистов в Павлодар впервые после гибели поэта приезжала Елена Александровна Вялова-Васильева. Так начиналась новая жизнь Павла Васильева в городе, где прошли его детство и юность. Васильевские чтения, читательские конференции, школьные музеи, всесоюзные и международные научно-практические конференции, посвященные творчеству поэта, телевизионные программы и газетные публикации… Люди, не устающие писать и говорить о нем, с большим энтузиазмом и восторгом пропагандирующие его поэзию - Лидия Бунеева, Сергей Музалевский, Альберт Павлов,  Александр Амосов, Иван Кандыбаев, Светлана Шаймарданова, Светлана Нуркенова, Сергей Шевченко, Любовь Кашина, Ольга Григорьева, Виктор Поликарпов, Павел Лысенко… В 1990 году родительский дом поэта заботами павлодарской поэтессы Лины Латышевой был выкуплен и переведен  в статус мемориального музея. Этот единственный на всем постсоветском пространстве и далее-везде музей Павла Васильева закрепил за Павлодаром роль творческого центра васильеведения. Спесивая Москва и ее литераторы из 30–х годов долго и упорно противодействовали возвращению к жизни поэта выдающегося таланта, ворвавшегося в поэзию именно в те времена. «У него было то яркое, стремительное и счастливое воображение, без которого не бывает большой поэзии  и примеров которого в такой мере я уже больше не встречал ни у кого за все истекшие после его смерти годы», - написал Борис Пастернак. Так что не удивительно, что мемориальную доску поэту в столице России открыли только в марте 2011 года.

Павлодар же осенью этого года, в канун празднования Дня города и 20-летия независимости Казахстана, открыл выдающемуся русскому поэту, евразийцу по духу, по сути и судьбе, памятник.

На торжественном митинге в честь открытия памятника поэт Владимир Гундарев читал стихи поэта Павла Васильева:

Я давно свое пропел прощанье,

И обратно не вернуться мне,

Лишь порой летят воспоминанья

В дальний край, как гуси по весне…

В нашем старом палисаде тесно,

И тесна ссутуленная клеть.

Суждено мне неуемной песней

В этом мире новом прозвенеть…

Голубеют степи на закате,

А в воде брусничный плещет цвет,

И восток, девчонкой в синем платье,

Рассыпает пригоршни монет…

Хорошо с подъятыми руками

Вдруг остановиться, не дыша,

Над одетыми в туман песками,

Над теченьем быстрым Иртыша.

 

- Творчество Павла Васильева можно сравнить с Ниагарским водопадом. Это действительно поэт большого мощного евразийского масштаба, - продолжил уже прозой Владимир Гундарев. - Павлодар являет собой пример трепетного уважения к своим выдающимся сынам. Отныне из тесного палисада Павел Васильев вышел вот на этот простор. На простор всего города. Пусть Павел Васильев, который провидчески еще в 17 лет сказал «Суждено мне неуемной песней в этом мире новом прозвенеть», его муза, его поэзия, его творчество всегда будут с нами.

На просторы города из тесного палисада и тесных комнат маленького дома-музея Павла Васильева вывели муза и воображение павлодарских художников и архитекторов, а также воля и решение областного акима. Видимо, мысли и желания поклонников поэзии Павла Васильева уже достигли такой концентрации, и воздух Павлодара настолько наполнился  этими настроениями, что их можно было услышать и почувствовать. Идея о необходимости создания памятника принадлежит акиму Бакытжану Сагинтаеву. Автор скульптуры член Союза художников Казахстана Кажибек Баймулдин.

- Решение об установлении памятника пришло неожиданно, когда показывали в новостях по областному телевидению, как проходят Васильевские чтения, – делится воспоминаниями Бакытжан Сагинтаев. - Как обычно, это происходило в Ленпарке. Вы знаете, там установлена сцена, непрезентабельная, не соответствующая тому масштабу, о котором мы всегда говорим. И на следующий день было дано поручение срочно приступить к данному проекту. Художники, скульпторы, архитекторы в течение года работали над самой концепцией, и на комиссии был утвержден данный проект.

Можно сегодня с гордостью сказать, что в родном Павлодаре, в ястребином городе Павла Васильева сегодня есть то, чего не было. Да, мы гордились тем, что у нас есть единственный дом-музей Павла Васильева, улица Павла Васильева, центральная городская библиотека носит его имя. Но такого памятника не было. Мы восполнили этот пробел.

Удивительной новостью из уст акима прозвучало, что, оказывается, те островки зеленых насаждений, запущенные и тоже непрезентабельные, что странным образом сохранились под боком Затонского рынка и новейшей автозаправки, носили имя «Сквер Павла Васильева».

И, оказывается, именно поэтому было решено поставить памятник поэту так далеко от центральных улиц и от Иртыша с его быстрым теченьем. Сквер облагородили, вычистили, проторили дорожки, поставили скамейки, светильники. Получилось красиво. Но не получилось простора. И своим вдохновенным взглядом поэт упирается в сооружение типа барака, стену которого с разномастными окнами тоже попытались облагородить, разрисовав сюжетами из офортов Виктора Поликарпова. Как уверяют злые языки, без ведома и разрешения самого автора. И, хотя босс всегда прав, недоумение и горестные сомнения все равно не оставляют. Одно тешит душу и мысль: зато есть памятник! Из бронзы и гранита. Правда, не удалось скульптору в бронзе достичь портретного сходства, уловить выражение васильевского лица, но есть в этом скульптурном образе настроение, которое вызывает волнение, есть устремленность и живая энергетика.

Валерий Иванович Хомяков, доктор филологических наук, профессор Омского государственного университета имени Ф.М.Достоевского, присутствовавший на митинге, сказал: «Васильев – явление уникальное, неповторимое. Это жемчужина, которую мы уже, наверное, нигде не отыщем. Когда-то юный Васильев сказал: «Не матери родят нас, дом родит…». Этим домом, благодаря которому он «повторяет мненье о мире, о значеньи бытия», стал ему Казахстан, степи, просторы, летящий в бездонном небе коршун. Этим домом стала для него Россия, казацкие станицы. Павел Васильев был не годам мудр и сказал нам о том, как надо жить. Хочется, чтобы мы все жили по тем законам, которые нам оставил наш Павел Васильев.

А Павел Васильев в том же стихотворении «Письмо», что читал Владимир Гундарев на митинге, говорит: «…Только много их, что жизнь готовы / Переделать на сплошной базар. / По указке петь не буду сроду, - / Лучше уж навеки замолчать…».  Эти строчки он написал в 17. А через 10 лет, в 27, его заставили замолчать.

- Мы очень много сегодня говорим о евразийстве, - сказал на митинге Бакытжан Сагинтаев. - Если задуматься, то уже в 30-е годы Павел Васильев был евразийским поэтом. Он своей поэзией, своим творчеством объединял две культуры, два народа – казахский и русский. И, я думаю, что дружба, которая сегодня есть, берет начало именно от таких замечательных людей. И когда мы сегодня говорим о патриотизме, о том, что как надо любить свой край, свою землю, свой город, мы должны говорить о том, что есть живые конкретные примеры. Такие, как Павел Васильев.

К освобожденному от полотнища памятнику подошли мальчишки.

- Гагарин что ли? (Рядом улица Гагарина. - Т.К.).

- Да нет. Кажется, какой-то Василевский.

Может, захотят узнать, почему этому человеку поставили памятник…

Тамара Карандашова,

сентябрь 2011 года