История Марии Полищук

Если вспоминать, когда началась моя творческая жизнь, приходишь к выводу - с детства. Я любила слушать, как поют родители, у них были хорошие голоса, а вот бабушка, как говорила мама, пела на клиросе. Еще до школы, лет в шесть, я собирала в дом со всей улицы подружек петь песни, читать стихи, показывать какие-то сценки.

Раздвигались шторки, и начиналось представление. Жили мы в песенном селе в Горьковской области, где никогда не забывались народные традиции, и мы, дети, принимали в них самое деятельное участие. Украшали дома зеленью на Троицу, катали крашеные яйца на Пасху, колядовали на Рождество, завивали березки, плели венки вместе с подросшими девчатами, любили наблюдать за обрядами до свадьбы, во время свадьбы, то есть за всеми традициями.

Всеми правдами и неправдами стремились попасть на девичьи посиделки, где девушки вязали, а парни грызли семечки. Они пели песни, перебрасывались шутками. Но самое интересное начиналось тогда, когда пели частушки. Вот где в полной мере проявлялась девичья фантазия! Это были настоящие представления - кто кого перепоёт, кто больше придумает новых частушек. Причем известные частушки мы знали, а вот то, что сочинялось на ходу, выдавалось девчатами с таким задором и переплясом, что это отпечаталось в моей памяти на всю жизнь.

Наверное, поэтому мне так близок частушечный жанр.

Годы учебы тоже прошли в постоянных выступлениях в школе, в клубе не только в своем селе, но и в других. Зимой нас кутали потеплее и отправляли на санях. Бывало, возвращаемся назад - вьюга посвистывает, луна светит. К этим концертам мы относились с большой серьезностью. А потом с ответным визитом принимали школьных артистов у себя.

В школе я с удовольствием занималась оформлением стенгазет - рисовала, писала стихи, сочиняла смешные тексты на карикатуры. Правда, иногда за это и попадало.

На всех нас, на наше духовное развитие большой отпечаток накладывает окружающая природа. Мы были частью этой природы - как трава, как птицы, как ветер. Часто просто пропадали в лесу - ломали черемуху, собирали лесные и полевые цветы, землянику, малину, орехи, что поспеет. До посинения плавали в пруду, зимой катались на коньках, и все склоны оврагов в округе знали наши лыжи и санки. Мы ничуть не боялись сильных летних гроз, бегали под ливнями, делали запруды.

Но, подрастая, не чурались никакой работы - собирали хворост в лесу, помогали убирать с полей картошку, свеклу и кукурузу. Работали на зерновом току, поварили на полевом стане. И всегда и везде пели!

Я очень любила гулять одна - слушала пение птиц в лесу, жгла костер, а в поле, засеянном рожью, плела венки из васильков и пела. Особенно любила смотреть на сохранившиеся кое-где ветряные мельницы. Мне они казались огромными фантастическими птицами, которые, хоть и машут крыльями, а взлететь не могут.

Когда-то по радио была интересная передача "Запомните песню". Диктовались слова, пропевали мелодию. Я всё записывала и запоминала так же, как и песни из кинофильмов. И еще я очень берегла маминую песенную тетрадь, где было записано огромное количество песен. Вечерами мы с подружками пели их на всё село. Так пополнялся песенный запас.

Я рано пошла по творческой дорожке. С шестнадцати лет пела в Доме культуры, хорошо себя проявила, потом стала там работать, где и приобрела такой бесценный опыт и творческий багаж, что мне хватило его на многие десятилетия.

В дальнейшем судьба складывалась по-разному, но песни так же украшали жизнь. Ведь для меня не петь - значит не дышать. И жизненная дорога привела однажды в Павлодар.

Когда я ехала в поезде, в купе шел интересный разговор о творческой жизни города. Мне с большой гордостью горожане рассказывали о своем Павлодаре, о его строителях, о Народном хоре и его руководителе Александре Ивановиче Шиллере, какой это замечательный человек. Я сочла это добрым предзнаменованием.

Мне очень понравился Павлодар, город на Иртыше. Что интересно, у моего отца была любимая песня "Ревела буря, дождь шумел". И когда я в детстве слушала ее, словно воочию представляла эту стихию, бушующие волны, дикий берег и Ермака, объятого думой. И вот волею судьбы я оказалась на берегу Иртыша, где иногда люблю гулять и вспоминаю отца.

Я всё-таки решилась прийти в хор, хотя сначала побаивалась, ведь он был такой известный! Когда я спела две-три песни, хормейстер Томилин Алексей Николаевич сказал, что меня и готовить не надо, уже готовая солистка. Конечно, мне еще пришлось какое-то время закрепляться в коллективе, ведь новых людей не особенно жалуют. Но когда есть желание петь и когда в хоре такой руководитель, как Александр Иванович Шиллер, такие баянисты, как Креймер Карл Филиппович, Лукьянов Виктор Кириллович и Альберт Гасперт, запоет и непоющий! А мне сам Бог велел!

Конечно, Александра Ивановича забыть невозможно. Он мог в любое время позвонить, поинтересоваться делами, здоровьем. Он чувствовал творческую жилку, чувствовал, что человеку интересно в коллективе и платил тем же. От него исходила такая аура, что всем нам хотелось подтянуться, выложиться, как настоящим артистам. Я очень рада тому, что коллектив стал мне родным, здесь я приобрела друзей, с которыми делим и грусть, и радость. В хоре каждый человек интересен и ценен сам по себе, все люди опытные, способные. И я счастлива, когда мои творческие усилия и старания находят отклик в их сердцах.

Спасибо им всем огромное!

(Мария Сергеевна Полищук)

Мария Полищук
Почетная грамот...
Награда М.Полищ...

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии