Блоги

С Днём рождения, Ернар!

Славянский культурный центр от всей души поздравляет с Днём рождения замечательного человека, создателя нашего сайта Ернара Шамбаева!


Искренне желаем ему крепкого здоровья, успехов во всех начинаниях, исполнения заветных желаний и огромного счастья! Ежедневно открывая любимую страничку в Интернете, которая объединяет тысячи людей из разных уголков планеты, мы не устаём благодарить Ернара за подаренную возможность присутствовать  в виртуальном пространстве и рассказывать всем о наших добрых делах! Мы первые, мы лучшие, и об этом знает весь мир! Низкий поклон за это Ернару! Помним, скучаем и всегда ждём в гости! 

С благодарностью и уважением, СКЦ

Осенние напевы

Очень здорово, что открытие 12-го сезона в клубе авторской песни «Серебряные струны» выпало на православный праздник Покров Пресвятой Богородицы! Это значит, что народную примету можно вот так домыслить в бардовском направлении: если в этот день зрительный зал весь покроется зрителями, жди аншлагов на весь творческий сезон. А зрителей у нас в этот раз было предостаточно, пришлось ещё приносить стулья. Любо мне было на такое количество людей в зрительном зале смотреть, и самое дорогое, что пришли они сюда добровольно, по велению своего сердца.


По такой же доброй воле нагрянули в актовый зал Дома Дружбы и вольные казаки из ансамбля «Воля». В его составе хорошо известные в городе добровольно завербованный хореограф Нурлан Беков и вольнонаёмный поэт Рафаэль Мухамеджанов. Остальные участники ансамбля – тоже не менее талантливые добровольцы. А своим атаманом они единогласно выбрали профессионального музыканта Марину Борину.

 

Поздравить павлодарцев с Покровом и открыть новый сезон в клубе авторской песни вышла к гостям праздника матушка всея Славянского центра, бессменный вождь и потомственная казачка Кузина Татьяна Ивановна.


А вслед за ней потянулась к микрофону вереница вольных бардов. И первый среди них – Вячеслав Кухарев. Его осенняя песенка показалась мне симпатичной, её с необыкновенным теплом встретили все зрители в зале. Радужная осенняя атмосфера в зале начала раскочегариваться.


Но этого показалось недостаточно активисту цветаевского музея Людмиле Бевз: она вышла на сцену, чтобы рассказать гостям о деятельности цветаевского движения в нашем городе… со спичками, привезёнными из Мюнхена! Спички были торжественно вручены членам клуба, замечательной музыкальной семье Сербиных как подарок к юбилею Михаила и в качестве символа негаснущего творчества.


Неожиданно массово решила вступить в ряды клуба авторской песни «Серебряные струны» молодёжь Славянского центра. Как рассказала руководитель клуба Евгения Борисовна Бережная, на кастинг пришло, наверное, человек сто. А вот на сцену с коллективным дебютом вышло человек двадцать. Песню «Пойду ль я, выйду ль я» ребята исполнили два раза: первый раз сами, второй раз – на бис вместе со зрителями. Была ещё одна замечательная песня в их репертуаре.

 

Если оглянуться назад, вернувшись в фойе Дома Дружбы, то можно было увидеть, что тропинка на бардовский концерт была протоптана не напрямую из гардероба, а через зону буккроссига, где на столах были любовно разложены такие же вольные книги. На них сложился совершенно свободный курс рыночного книгообмена. Находясь в соответствии с популярной в Казахстане политикой свободного плавания, приглянувшиеся книги добровольно перекочёвывали в гостеприимные сумки посетителей. Были среди них и такие, которые, наоборот, выкладывались на столы для поиска нового хозяина. Весь этот добровольный процесс с интересом поддерживали ребята из молодёжного крыла нашего центра.


Да и на сцену вышли ребята не с пустыми руками, а с вынутыми из заначки редкими изданиями павлодарских авторов, эксклюзивные экземпляры которых чаще всего печатаются на свои кровные, а поэтому небольшими тиражами. Зато ценятся они у читателя на вес золота. Это – гордость центра и великое достояние библиотеки «Дар России»!


Многие из книг, в частности музыкальные сборники, изданы по задумке и под предводительством Гуляры Шамильевны Чистяковой. Одну из песен сборника «Живу среди добрых людей» на стихи Ольги Григорьевой, мелодию для которой написала Гуляра Шамильевна, исполнили студенты музыкального колледжа Виктория Алимбаева и Адлет Бутеев под аккомпанемент Евгении Бережной и Александра Казакова.

 

Неожиданной для меня стала следующая страничка сценария: ребята торжественно вынесли на сцену мою книжку «В огороде нашей школы», и даже прочитали из неё стихотворение «Пятёрка».


Ну а Константин Симонов для гармонии к «Пятёрке» добавил в дневник концерта свою хулиганскую «Двойку», тоже из этой же книжки. Кажется, все родители остались довольны.

А потом минуты славы уже в качестве автора удостоилась Людмила Николаевна Бевз: ребята прочитали её стихи из книжки «О детях и детям», посвящённой любимой внучке. Сама же Людмила Николаевна исполнила песню на стихи Елены Вайберт. Вот такой вот у нас в Павлодаре бардоворот стихов в природе наблюдается.

 

Замечательная идея пришла в голову Александру и Ларисе Казаковым: они решили подарить залу возможность хором исполнить попурри из осенних песен. Получилось очень душевно!


Настоящий мастер-класс игры на гитаре показал новичкам клуба студент музыкального колледжа Карим Ивашкин.


Член клуба Наталья Млынцева пишет стихи и песни на свои стихи и стихи павлодарских поэтов. Совсем недавно они материализовать в песенный сборник «Пою мой край родной». И одна  песня из сборника прозвучала на нашем концерте в её исполнении.


Прочли свои посвящения осени Наталья Борисовская, Татьяна Панина и Ирина Маринец.


А завершился наш первый осенний концерт выступлением Михаила и Зулейхи Сербиных. Не знаю как для других, а для меня любое их выступление – это концерт в концерте со своей особой душевной атмосферой. Сольная песня Михаила была грустной и задела самые глубокие струнки моей души, но для всех я опубликую песню о вечной и всепобеждающей любви.

 

Пусть у вас, несмотря на осень, никогда не гаснет надежда быть любимыми, быть счастливыми! 

Елена Игнатовская

Размышления за театральным подъездом

Как же интересно подкидывает мне жизнь темы для размышлений: еду в пятницу на работу, по радио звучит песня Андрея Петрова на слова Евгения Евтушенко из любимого кинофильма «Служебный роман»:

По Садовым, Лебяжьим и Трубным,
Каждый вроде отдельным путём,
Мы, не узнанные друг другом,
Задевая друг друга, идём.

Замечательная песня, но именно эти слова весь день вертелись в моей голове. А в субботу внезапно всплывшая тема одиночества продолжилась в театре, на спектакле «Одуванчики» по пьесе А. Иванова.


Хотя будем честными: это тема не внезапная, а ежедневная, и не только для «божьих одуванчиков», но и для «одуванчиков» в самом расцвете сил, и для желторотых тоже. Все одиноки, все слепы, как птица из китайской легенды, и все ждут долгожданного ветра надежды встретить своего человека. Мы гасим своё одиночество работой, суперважными делами, придуманными заботами, а вечером, наедине со своими мыслями, снова к нему возвращаемся. Кто-то одинок сам по себе, кто-то – в кругу семьи. Даже рядом со своими «половинками» мы одиноки: в своих мыслях – купаемся ли в счастье, боремся ли с негативом. Надо научиться жить со своим одиночеством, иногда даже выживать. У каждого свои способы. Вот вам способ выживания от  одиночества  по-игнатовски пятнадцатилетней давности:

Седые космы летних ливней

Лохматит ветер, рвёт слова

Полуобрывками пустыми…

Мне с каждым мигом всё противней,

Что у окна сижу одна.

Тревожит душу холод зимний,

И одиночества дрова

Пытаюсь растопить напрасно.

Не разгораюсь вместе с ними

У стёкол мокрого окна.

Седые космы летних ливней

Свои мне пишут письмена,

Лишь мне одной, на слёзной глади!

Никто посланий не отнимет –

Одна.

Наблюдая за комично-трагичной историей, разыгранной актёрами, я поняла, что для многих из нас поход в театр – не только попытка разобраться в себе, но и замена своей собственной жизни жизнью героев спектаклей. Но вовсе необязательно для этого нужен театр: сериал, книга, компьютерная игра, социальные сети тоже вариант. Мы вживаемся в чужие роли, «голосуем» за чужие успехи, забывая о себе. Так мы гоним своё одиночество или неудавшуюся жизнь прочь. Это те самые, придуманные Анастасией Михайловной Петровой и коллективно разыгранные картинки семейного счастья, в которое на время поверили все. Тут и деревня, и корова, и кот Пал Палыч, и даже внучка Наташенька… А потом все вдруг испугались возможности превратить это в реальность, и чудесная картинка исчезла, птица снова ослепла. Мало того, что мы слепы, потому что «идём неузнанными», мы ещё очень боимся друг друга узнать, но ещё больше – поверить.

Ещё вдруг подумалось: если бы спектакль поставили по истории моей жизни, на какие мысли он натолкнул бы зрителей? Нет уж, лучше будем смотреть чужие! Вот и снова спрятала я свою непутёвую одинокую жизнь за кулисы, предпочитая жить чужой, примеряя к себе другие, может быть, даже не совсем удачные роли. Не скажу, что это плохо: в чужой – роскошной или убогой шубе у зеркала смотришь на себя иначе, всё равно критически, в любом случае любоваться не получается, а значит, стараешься быть лучше. Только вечером, в плену одиночества, почему-то хронически чувствуешь себя неузнанным друзьями и «поклонниками» зябликом…

Интересно, о чём думали после спектакля перед сном Нина Запруднева, Виолетта Минулина, Денис Шмигель, Игорь Харитонов, Рамиль Шарипов и Алексей Анисимов? И вообще остаётся ли в их собственной жизни хоть частичка своего собственного «я», когда они выходят из здания театра? Служение в театре не есть ли замена своему одиночеству, как у Анастасии Михайловны? Не спросила… Пожалуй, спрошу об этом в следующие выходные у Халимы Хазиевой: её юбилейная программа «Чужую жизнь играю, как свою…» как раз на эту тему.

Очень глубокий получился спектакль, отличная игра актёров, грусть вперемешку с улыбкой, и  принёс он мне вот такие непростые переживания. Чужие жизни заставили меня пересматривать свою, задавать себе неудобные вопросы, и всё это вылилось вот в такое одно-ночество. 

Елена Игнатовская

К нам приехал... Омск!

Омск – это город, где мне хорошо. Там я чувствую себя своей, с радостью брожу по старым уютным улицам, любуюсь красавцами-храмами, прислушиваюсь к голосам их колоколов. Здесь меня с большим нетерпением ждут любимые театры, филармония, Любочка и Степаныч… Но еду я в Омск, конечно же, не за этим: в нём живут дорогие мне люди. Они настойчиво зовут меня в гости, радостно встречают и каждый раз стараются сделать моё пребывание в Омске незабываемым. Уезжать из Омска мне всегда грустно и, чтобы скрасить время ожидания новой встречи, я несколько лет назад подписалась в Facebook-е на страницу «Вестник Омск». Так я стала виртуальным жителем Омска.

Имя фотографа Владимира Кудринского мне знакомо именно оттуда. Благодаря его фотографиям я ежедневно совершаю вечерний моцион по городу, не забывая своим голосом сказать спасибо мастеру фотографии. На днях тот же Facebook, но уже страница павлодарского музея фотографии имени Д.П. Багаева, сообщил мне добрую новость: Омск приехал «погостить» в Павлодар! То есть в ответ на выставку фотографий Дмитрия Багаева в краеведческом музее Омска, которая проходила с мая по июль 2017 года, по инициативе музея Багаева и с участием павлодарского фотохудожника Александра Васильевича Пархоменко фотографии из цикла «Омск – город на Иртыше» руки Владимира Кудринского «были приглашены» в Павлодар. И я тут же побежала на желанную встречу. Так виртуальный Facebookстал для меня реальным.


И хоть выставка была открыта всего день назад, застать автора и познакомиться с ним лично мне не удалось. Из рассказа экскурсовода я узнала, что Владимир Фёдорович Кудринский является членом Союза журналистов России, членом Союза фотохудожников России, а также возглавляет Омское отделение фотохудожников России. Заниматься фотографией он начал в 1969 году, и на сегодняшний день в его активе 26 авторских фотоальбомов, главная тема которых, конечно же, Омск, его история и культура.


Жаль всё-таки, что наша встреча с маэстро не состоялась: хотелось бы услышать историю каждой фотографии, рассказ о людях, запечатлённых на них, узнать, что чувствовал Владимир Фёдорович в этот момент. Хотя по себе знаю, ощущения за объективом и без объектива совершенно разные. Без объектива они живее, острее. Но я всё-таки любитель, а у профессионала наверняка всё иначе. Может быть, когда-нибудь ещё спрошу, а пока блуждать по знакомым-незнакомым омским маршрутам мне пришлось в одиночку. Но не заблудиться! Вот омская крепость, пожарная колонна, памятник Чокану Валиханову…


А на одной из этих фотографий радостно звучит под открытым небом хорошо знакомый мне симфонический оркестр. Тут же рядом – празднование Масленицы, и даже почти ассамблейские мотивы: украинский танец, белорусское хлебосолье и взгляд на такой большой и прекрасный мир из окошка русской хаты.


Вот на этих чёрно-белых фотографиях запечатлена эпоха, когда меня ещё не было:


И открытые лица сибиряков:


А вот тут, как мне кажется, отпечатки времён моего детства.


Хотя могу ошибаться, как, например, вот с этой фотографией – как будто бы из прошлого. Но нет, это – настоящее! На ней друг Владимира Кудринского. Мне рассказали, что он приезжал на открытие выставки вместе с фотографом.


Омск-Венеция, Омск-сказка, Омск-порт… И просто Иртыш, река, соединяющая наши города.


И снова мне вспомнилось моё стихотворение об Иртыше, которое, кстати, впервые было опубликовано в Омске – на страницах журнала «Иртыш-Омь»:

А ты ещё пока что спишь 

В своей уютной колыбели,

Мой новорожденный Иртыш,

Не слышишь шёпота капели.

Погас ночник, и через сон

Сверкает солнце-погремушка,

Под снежной простынью – затон

И кружевного льда краюшка.

Не слышно гомона грачей

На прядях ив, у ног ольховых,

И бьётся жилкою ручей,

И жаждет март событий новых.

Я вспоминаю жизнь свою,

Роняя горестные вздохи,

И колыбельную пою

Тебе, Иртыш, пока что крохе.

Мужчина мой и мой малыш,

Ты значишь для меня так много!

Тобой любуюсь: сладко спишь

Под белым чепчиком сугроба.

И как же всё-таки я скучаю по этому сибирскому городу! Обязательно выкрою время поскорее снова туда поехать, чтобы, как обычно, первым делом обнять своих друзей, затем побежать помолиться в любимый Успенский собор и наконец-то отправиться в гости к литературно-музыкальному клубу «Хорошее настроение». Это программа минимум, но по максимуму хорошего настроения и счастья может быть гораздо больше! Не оставляю я надежды и быть «удочерённой» Омским отделением Союза российских писателей…  

Елена Игнатовская

Не просто встреча

8 октября очередная встреча в киноклубе «История и современность», посвящённая 100-летию революции 1917 года, имела логическое продолжение: после просмотра фильма Никиты Михалкова «Гибель русской эскадры» тему государственного переворота в России продолжил член Правления Славянского центра архимандрит Иосиф (Ерёменко), который пришёл поделиться с молодёжью своей радостью: в городе Алматы вышла в свет его новая книга «Не забывайте прошлого своего». Она посвящена 100-летию начала эпохи гонения на Русскую православную церковь.


Презентация книги читателям прошла при полном аншлаге и это, бесспорно, большая удача для автора. Да и зрителям, несомненно, очень повезло: с человеком такого ранга встречаешься нечасто, а тут ещё представилась счастливая возможность заполучить свежеиспечённую книжку с желанным автографом из рук самого автора.


Это не первая книга архимандрита Иосифа. Для несения своей духовной миссии ему часто приходится бывать в разных местах, иногда просто путешествовать. Рассуждения об увиденном глубоко  осмысливаются и, конечно же, ложатся на бумагу. Так, к примеру, в 2017 году появились ещё две книги: «Путешествовали без пакости» и «Прикосновение к Афону» из цикла «Святые дороги».  

Порадоваться за новые книжные детища архимандрита пришли и его постоянные читатели старшего поколения. Некоторые из них уже успели прочесть новинки. Известный павлодарский журналист, писатель Сергей Александрович Горбунов поделился своими, очень тёплыми впечатлениями о них. Он отметил, что в них автор предстал перед читателем не только историком, священником, но и романтиком, способным заметить и оценить простое, человеческое.


В ответном слове архимандрит Иосиф поблагодарил Сергея Александровича и порадовался, что презентация его новых книг выпала на день памяти Сергия Радонежского. Он поздравил своего коллегу по перу и всех носителей имени Сергей с днём ангела и пожелал им больших добрых дел.

Хорошие слова о книге сказала и хранитель библиотеки «Дар России» Наталья Александровна Колодина, которая в день презентации праздновала свой день рождения. И ни для кого не секрет, что больше всего по-библиотекарски обрадовали именинницу дорогие книжные подарки из рук автора. Ну а зрители в зале поздравили Наталью Александровну громкими аплодисментами.

 

Когда все речи и напутствия были сказаны, настала самая волнительная церемония: раздача автографов читателям. И если первые дарственные надписи делались архимандритом в полном уединении, то потом к нему уже было трудно подступиться, а длинная змейка из желающих выстроилась вдоль ряда до самого прохода. 

 


Некоторые счастливчики получили возможность задать священнику свои вопросы и даже пожать ему руку.

 

Желаем книжкам доброй светлой дороги, а замечательному автору – здоровья, долголетия и новых путешествий по страницам истории и по святым тропам! 

Елена Игнатовская

13-й Цветаевский!

Такие репортажи лучше писать по горячим следам, пока тепло цветаевского костра ещё не остыло, и поэтическая искра не погасла: прямиком из Ленпарка да к столу, который воспела в своих стихах Марина Цветаева. Мне стол, конечно же, тоже нужен, а вот лист бумаги – нет, у меня вместо него ноутбук, в нём и стихи, и статьи рождаются, главное сберечь искренность эмоций, принести их домой горяченькими и из-под клавиатуры поскорее на сайт выложить.

Тринадцатый Цветаевский костёр, третья Цветаевская неделя, первый Цветаевский фестиваль авторской песни и романса на стихи Марины Цветаевой, второй «День рябины» – такова нумерология павлодарского цветаевского движения 2017 года. Все мероприятия, задуманные народным музеем Анастасии Цветаевой в содружестве с музеем грампластинок Н.Г. Шафера, с большим успехом были воплощены в жизнь, в зрительных залах был аншлаг, а тринадцатый по счёту костёр, несмотря на экстремальные погодные условия, вообще собрал рекордное количество участников: очень много людей осталось без заветных эмблем, хотя их в этом году было подготовлено 240 штук. Не устаём за них благодарить автора эмблемы, художника Игоря Гребенникова!


Тема тринадцатого цветаевского костра – 125-летие Марины Цветаевой, и какими же пророческими оказались её слова о том, что её стихи будут жить через сто лет! Поэзия Цветаевой глубоко поселилась в людских сердцах, это видно по эмблемам, интуитивно размещённым павлодарцами поверх верхней одежды в области сердца. Были и такие, кто находится на пути осмысления стихов Цветаевой, и поэтому эмблема до их сердец пока не добралась, но всё ещё впереди.


Обновлённый Ленпарк встречал любителей творчества сестёр Цветаевых радушно, и к всеобщей радости активистов Цветаевского движения большинство пришедших была молодёжь – будет кому передавать эстафету! Кстати, в этом году и программа костра была рассчитана на молодых: им предстояло нести в люди цветаевское слово. Но для начала традиционное приветствие участникам костра зачинателя павлодарского цветаевского движения в Павлодаре, поэта, лауреата премии имени М. Цветаевой Ольги Григорьевой.


Ольга Николаевна открыла тринадцатый цветаевский костёр, зачитала список адресатов приветствий, поступивших из других цветаевских музеев мира, а также прочла послание из Москвы от младшей внучки Анастасии Цветаевой Ольги Трухачёвой, после чего на сцену был приглашён внук А. Цветаевой, «живой экспонат» музея Геннадий Васильевич Зеленин.

Была в этот день душой с нами и Татьяна Ивановна Кузина. Она прислала своё горячее поздравление всем участникам костра из Новосибирска!

Зажжение Цветаевского костра – всегда очень волнительная церемония! За тринадцать лет чести зажечь костёр удостаивались многие именитые павлодарцы, а также почётные гости нашего города. В этом году право зажечь костёр было предоставлено директору народного музея А. Цветаевой Ольге Николаевне Григорьевой, директору музея Н.Г. Шафера, активному цветаеведу Татьяне Сергеевне Корешковой, внуку А. Цветаевой Геннадию Васильевичу Зеленину и активисту музея, учителю музыки младшей внучки А. Цветаевой Гуляре Шамильевне Чистяковой.


И как по-человечески тронуло, что Гуляра Шамильевна надела на костёр свою «цветаевскую шубу» – купленную специально для костра, на который приезжала в 2014 году её любимая ученица Ольга Андреевна Трухачёва!


Тринадцатый павлодарский костёр был зажжён спичками, привезёнными из Александрова, Мюнхена и Фрайбурга, и это показатель единства цветаевского братства, которое глубоко пустило корни по всему миру. Появился у нас в этом году и «дровяной» спонсор – Анатолий Филиппович Главацкий!

Песня «Маринин костёр» на стихи О. Григорьевой в исполнении Людмилы Бевз и Константина Симонова открыла поэтическую страничку костра: на сцену стали выходить юные чтецы из учебных заведений города Павлодара.

Целый выводок любителей поэзии М. Цветаевой из школы №9 привела с собой учитель Галина Знайдановна Байкенова. К сожалению, не всем ребятам удалось выступить, поэтому было принято решение организовать вторую серию тринадцатого костра в актовом зале школы №9.

 

Неслучайно прозвучала у нас на празднике песня «Мне нравится…» на стихи Марины Цветаевой: фильм «Ирония судьбы, или с лёгким паром», где её исполнила Алла Пугачёва, всколыхнул интерес к поэзии Цветаевой. А с нашей сцены её замечательно исполнила студентка ПГПИ Айгерим Темирбаева.

 

Стихи Цветаевых и посвящения Цветаевым читали студенты гуманитарно-педагогического колледжа и колледжа инновационных технологий. 

Замечательно прочитали стихи Марины Ивановны ученицы школы №35 с казахским языком обучение: нет языков, нет границ для поэзии Цветаевой!


Выступление студентов педагогического колледжа было посвящено не только юбилейной дате поэта, но и дню рождения любимого педагога, «заражающего» учеников Цветаевой, доброму другу музея А. Цветаевой Елене Борисовне Степаненко.


Всю неделю павлодарцы несли свои приношения Цветаевым: кто букетами рябины, кто своими стихами, кто песнями на стихи Марины Ивановны. На нашем костре тоже прозвучало несколько песен на стихи поэта в исполнении:

Константина Симонова

 

Валентины Шалденковой


Натальи Млынцевой


Людмилы Бевз

 

Несмотря на холод, Маринин костёр уверенно пылал, каждый желающий мог погреться у его пламени.


Кто-то предпочитал греться дружеским общением,


а кто-то поэтическими строками. Находчивая молодёжь нашла свой уникальный способ согреться, и мне только остаётся надеяться, что и там, под покрывалом, декламировались стихи Цветаевой.


Кирилл Журавлёв из Русского класса Славянского культурного центра Школы национального возрождения – постоянный участник наших костров, он и в этот раз замечательно прочёл стихотворение Марины Ивановны.


А постоянные участники цветаевских мероприятий студенты Педагогического института во главе с Галиной Николаевной Старченко подарили нам не только стихи, но и процитировали рассуждения Марины Цветаевой о жизни.


Как обычно, расходиться не хотелось. Добровольцам хотелось прочесть свои стихи со сцены, но холод гнал всех домой. Пылающий костёр в Ленпарке пришлось загасить, но не в людских душах – некогда зажжённому цветаевскому огоньку уже никогда не погаснуть, его зажигают как свечку – от другой свечи, так что пылать цветаевскому пламени ещё не один год и не только по осени.


До встречи на четырнадцатом павлодарском костре! 

Елена Игнатовская

День рябины

Яркой окраской да богатым урожаем приманила гостей к себе на именины красавица-рябина, символ поэзии Марины Цветаевой, священное для славян дерево. 23 сентября, в День Павла и Петра Рябинников, в Павлодаре, в концертном зале «Достык» вот уже во второй раз был проведён праздник «День рябины», который в виде идеи родился в стенах народного музея Анастасии Цветаевой совершенно случайно, не подозревая о соседстве с праздничной славянской датой. В прошлом году рябиновый концерт очень понравился павлодарцам, и в этом году в зрительном зале был уже аншлаг.


Ведущая праздника Людмила Бевз по традиции облачилась в костюм рябины и вышла на сцену, чтобы с гордостью озвучить цветаевскую нумерологию 2017 года: первый Цветаевский фестиваль авторской песни, третья Цветаевская неделя, второй рябиновый концерт и, конечно же, тринадцатый Цветаевский костёр!


И если фестиваль уже позади, Цветаевская неделя – в разгаре, концерт – на старте, то до костра ещё целый день впереди. А посему, чтобы не было мучительно больно, мы решили скрасить ожидание яркого финала и открыть наш концерт горячей казачьей песней ансамбля «Воля» под предводительством Марины Бориной.

 

По прошлогодним материалам глубочайших биологических, лингвистических и мифологических исследований эксперта по рябине Людмилы Бевз ею была создана (но пока не издана) рябиновая монография. Выдержки из неё можно прочесть в моём прошлом рябиновом репортаже, а в этот раз группа молодых учёных-синоптиков и предсказателей из числа ребят молодёжного крыла Славянского центра порадовала нас прогнозом на предстоящую осень: будет много овса и льна, осень будет дождливой. Ими также были найдены способы обретения богатства, благополучия и защиты от зависти: посадить одну рябину у крыльца, одну – в огороде, одну – перед окном. Итого три рябины. Плюс к ним ещё три вокруг дома – для защиты от пожара.

К результатам научных открытий очень внимательно прислушивались почётные гости праздника – павлодарские поэты и активисты павлодарского Цветаевского движения. Ещё бы! Это их миссия переводить рябиновый язык на поэтический и читать свои посвящения со сцены!


И первой к микрофону вышла, конечно же, поэт, лауреат премии Марины Цветаевой Ольга Григорьева.


О своём знакомстве с комаром (в поле и, несомненно, рядом с рябиной!), а также о любви к гармонисту рассказала нам лауреат многочисленных международных конкурсов Полина Петрова.

 

А Клавдия Кузьминская исполнила для зрителей две песни о рябине: «Ах, эта красная рябина!» и «Тонкая рябина».


Свою дань красивому дереву отдали и исполнительницы женской группы хора ветеранов А.И. Шиллера. «Ягоды рябины» ими были не только спеты, но и оставлены на краю сцены.


Никак не могли поделить гармониста Дмитрия Козлова (псевдоним – Алёша) две подружки из вокальной группы «Сюрприз»: Валентина Сотникова и Марина Полищук. Дима в спор не вступал, а лихо наяривал на баяне.


А Галина Юнеман в сопровождении Даурена Джалалова исполнила свою новую песню «Родной палисадник».


Павлодарско-омский музыкальный рябиновый гидрид «Осыпь полутерпких ягод», созданный силами селекционеров Ирины Дьяченко и Геннадия Сокуренко на слова Михаила Кохновича, был очень тепло встречен зрителями.


О некогда чудесной павлодарской погоде рассказала в своей песне Лиза Линнас.


Следом за ней на сцену вышли легендарные «Славянки» с песней «Калина-рябина».


Но самый яркий номер литературно-музыкальной программы ждал нас в конце программы, так принято в мировой практике, что «звёзды» всегда выходят на сцену последними. «Супер! Браво! Эврика!» - хотелось кричать мне после того, как я увидела выступление танцевальной группы общества «Замандас», которая, кстати, так и называется – «Эврика». Они сорвали все самые горячие аплодисменты зрительного зала. Это был танец… «на посошок».

 

А последнюю застольную песню «Ой, рябина кудрявая» вместе со зрительным залом спела Клавдия Кузьминская. Эта многосерийная, вернее многокуплетная песня ясно дала понять зрителям, что рябинить и рябинить вместе нам ещё не один год!

После этой душещипательной песни Людмила Бевз произнесла финальные слова, поставив точку в рябиновом концерте: «Если Вам когда-либо станет плохо и грустно, найдите рябинку, прислонитесь к ней, обнимите. Поверьте, ваши горести уйдут». И потянулись к ней люди из зрительного зала, чтобы прислониться щекой, а то и губами, обнять, поблагодарить чудесную ведущую в рябиновом костюме за доставленное удовольствие. И так от этих слов растрогалась Людмила Николаевна, что навеки пустила корни в эту благодарную сцену, чтобы ещё не раз выйти сюда в рябиновом костюме и привести n-ый по счёту «День рябины». 


Елена Игнатовская

Рапортует "Казбат"

Традиционный акт жертвоприношения в честь Всевышнего в дни Курбан Байрама закончился очередным благотворительным делом для миротворцев общественного объединения «Союз ветеранов локальных войн и участников вооружённых конфликтов на Таджикско-Афганской границе» («Казбат»), членом Славянского культурного центра. Туша барана, ящик помидоров, мешок огурцов и два мешка гречневой крупы – вот с таким продуктовым набором отправились ветераны-миротворцы в реабилитационный центр «Самал» для детей с диагнозом ДЦП. 


Давняя дружба связывает казбатовцев с «Самалом». За плечами у них не одно проведённое мероприятие по патриотическому воспитанию детей из центра. Ребята всегда с большой радостью ждут своих сильных и бесстрашных наставников, с удовольствием выезжают с ними на разные встречи.

Подарки от миротворцев с благодарностью приняла руководитель центра Зинаида Дмитриевна Багненко.


А ближайшее время состоится их совместный выезд в зону отдыха Чалдай, где для ребят будет организована большая спортивная программа. Следите за нашими новостями! 

Елена Игнатовская

Кругосветка за день (часть вторая)

 Часть вторая «Завоевание мира»

Было бы наивно полагать, что увидев через прорубленное «окно в Европу» Германию, я сразу же отправлюсь туда. Ноги сами меня понесли к российскому павильону,  и я с ними полностью была согласна. 

С большим волнением я переступила желанный порог, и перед моим взором престала завораживающая картина. Она просто загипнотизировала меня своей красотой и мощью, и я поняла, что Россия в своём павильоне представит что-нибудь необыкновенно мощное. 

 

Рассказывая об энергии будущего, россияне сделали ставку на энергию Арктики и атомную энергетику. Посетители смогли увидеть макеты атомных ледоколов, среди которых ледокол «Лидер», способный пробивать лёд глубиной более 4,5 метра. 

 

А также плавучую атомную электростанцию, которая будет запущена в работу через 2 года. 

Энергия Арктики, её природных ресурсов, среди которых особое внимание было уделено Амурскому тигру как представителю Дальневосточного региона, а также экологическому взгляду на будущее России –  всё это было представлено на многочисленных стендах. Можно было получить у волонтёров и персональную консультацию.


И как же это по-русски – отколоть и привезти в Среднюю Азию, летом, в необычайную жару, кусочек арктического айсберга! И спустя два с половиной месяца открытия ЭКСПО этот зимний русский сувенир не только был жив, но и прекрасно себя чувствовал.  

А ещё Россия решила замахнуться на проведение у себя в Екатеринбурге ЭКСПО-2025! Презентация заявки Российской Федерации состоялась в конференц-павильоне во второй половине дня, но мне там побывать не удалось. 

 

На выходе из павильона России мне напомнили, что одной из её энергетических составляющих является русская песня. Она питает энергией не только русскую душу, но и берёт в плен души представителей других национальностей. Я нисколько не сомневаюсь в том, что фестиваль культуры регионов России, который был заявлен в программе мероприятий на 23 августа, принёс гостям выставки много удовольствия.  

 

Мне тоже очень хотелось на нём побывать, но историческая память, заложенная дедами-победителями, гнала меня покорять Германию, в информационном плане, конечно же. 

Огромная очередь у немецкого павильона напомнила политическую ситуацию с мигрантами, с той разницей, что посетители выставки, выстояв в очереди минут 30-40, в награду получают не визу, льготы и гарантии, а заветный SmartStick – устройство для управления интерактивными экспонатами.  

На стендах Германии были представлены ветряные и фотоэлектрические установки. Можно было познакомиться с гелиопанелями будущего, экспонатами из области «зелёной» энергетики, «умными» сетями, которые планируется использовать с целью улучшения экологии.  

 

Заглянула я также и в «умный» дом, чтобы узнать, как это будет выглядеть по-немецки. 

Но самой главной достопримечательностью немецкого павильона стало, конечно же, лазерное шоу, демонстрирующее необъятную силу энергии. 

 

Египет – следующая отметка на моей карте путешествий. Очень скромная выставка на уровне баннеров, из которой я поняла, что главные энергетические силы Египта – это солнце, ветер, вода и люди.

 

На выходе мне предстояло поклониться фараону Эхнатону (Аманхотену-4), который ввёл в древнем Египте монотеизм, приучив египтян поклоняться одному единственному Богу Солнца – Атону. Ещё он известен тем, что его женой была знаменитая красавица-Нифертити. Какие-то бесы толкнули меня покуситься на их семейную идиллию, и я в диадеме Нифертити сделала компрометирующее фото с её супругом. Надо будет поскорее отмолить свой грех на исповеди. 

В павильоне Шри-Ланки энергично трудились ювелир, огранщик и мастер резьбы по дереву.


Остальные виды энергии были представлены на баннерах и выглядели гораздо скромнее, чем, скажем, вид слоновой возобновляемой энергии


или энергия чая.


После посещения этого павильона я перестала искать в экспозициях других стран энергетическую составляющую, а просто любовалась результатами народных промыслов. 

Таким же, национально-экзотическим был и павильон стран Африки. Он мне больше напомнил туристическую презентацию. Перед моим взором то и дело мелькали названия: Конго, Лесото, Бенин, Гвинея, Мадагаскар...  

 

В художественной галерее можно было полюбоваться работами юных казахстанских художников с видами Африки. 

В один момент моё путешествие по Африке вдруг переросло в большую ярмарку, где можно было купить, чего только душа пожелает!

Аргентина в своём павильоне очень гордилась энергией природных и человеческих ресурсов, а также творческим подходом в «цифровой конвергенции». Одного этого умного словосочетания мне было достаточно, чтобы зауважать эту страну ещё больше. 

В экспозиции, представленной Исламской Республикой Пакистан, удачно соединились наследие прошлого

 

и взгляд в будущее.

 

Очень мило смотрелась инсталляция ветряных мельниц вот в таком экономичном исполнении. 

Блуждая по ЭКСПО-городку, я долго искала ответ на вопрос, ГДЕ я всё это уже видела, пока случайно не забрела на Национальный день Республики Бангладеш.


В зрительном зале было полно людей разных национальностей, и вдруг меня осенило: Ассамблея! ЭКСПО – это старший брат нашей любимой Ассамблеи народа Казахстана! Правда, стран-участниц гораздо больше – 115, чем этнокультурных центров у нас. Но зато те же  национальные мотивы, та же атмосфера мира и дружбы! Я с удовольствием присоединилась к празднику и даже сняла для вас один из танцев. А сам праздник мне напомнил наш ежегодный фестиваль национальных культур «Живём в стране единой». 

 

У чешского павильона тоже было весело.  

 На самом входе в здание гостям выставки демонстрировался вечный чешский двигатель,


с продолжением темы внутри павильона.


А ещё мне запомнился макет завода по переработке мусора и гидротурбина.


Но, на мой взгляд, самым мощным видом энергии в этой стране является знаменитое чешское пиво! 

К обеду людей в ЭКСПО-городке заметно прибавилось. Было много групп школьников, видимо, они спешили повидать чудо-ЭКСПО до начала учебного года.

Неприятно меня поразила мощная энергия самолюбования при съёмке фото с помощью селфи-палок. А ещё энергия фатальной зависимости людей от гаджетов: островки для подзарядки мобильных устройств были переполнены, более того, тем, кому не хватило места, чаще всего нервничали. Но все эти негативные моменты многократно перекрывались энергией искренних улыбок людей, дружелюбия и взаимопомощи. 

Привлекательным в плане экспонатов мне показался павильон Швейцарии, особенно местечко, что можно было лёжа пополнить свои силы, попутно знакомясь со швейцарскими разработками в области энергетики. 

Итальянцы гордились энергией талантливых предков: изобретателя ядерного реактора Энрико Ферми, изобретателя батареи постоянного тока Алессандро Вольта, а также знаменитым художником Леонардо Да Винчи. На мой взгляд, в этой галерее очень не хватало энергичного Адриано Челентано, но что поделать, если итальянские организаторы выставки не догадались со мной посоветоваться. 

Очень удивила экспозиция Великобритании: она была погружена в полную темноту, но всё же в конце тоннеля был свет, и это было солнце!


Я не поверила своим глазам, когда, пройдя по коридору дальше, на выходе увидела… светящуюся казахскую юрту!


Как юрта попала в британские экспонаты? Оказывается автор британского павильона Асиф Хан учился в Казахстане. Впечатлившись культурой казахского народа и в частности юртой, он решил для своего павильона придумать юрту, которая начинает светиться от прикосновения человеческих рук, меня панораму по окружности то на день, то на ночь. 

Американцы по всем параметрам остались верны себе: знаменитая вывеска «Hollywood» внутри павильона и два классных презентационных фильма внутри зрительного зала, на которые, как вы догадались, распространяются авторские права, поэтому их нельзя было снимать. Вот она, энергия киноиндустрии! Приятно было, что в первых кадрах фильма со знаменитой американской улыбкой и со  словами приветствия на трёх языках к гостям выставки обратился посол США в Казахстане Джордж Крол.


В государстве Катар мне запомнился только экзотический певец. 

 

Приятно было побывать в гостях у французов. Тут, наряду с разработками в области промышленности, представленными продукцией производителя цемента группы VICAT (гордость – светопроводящий бетон)

 

и автопроизводителя марки Peugeot,


отдельное место отведено энергетике талантливых французов. Прогуливаясь по аллее почёта, я «встретила» писателя Антуана де Сент-Экзюпери, физика и химика Марию Кюри и Жюля Верна! 

  

Феномен столпотворения у корейского павильона так и не был разгадан, но хотелось знать, чем же он так привлекателен для посетителей. 

В моих планах по завоеванию ЭКСПО-мира значился и Израиль. Значится он и в моих мечтах в туристическом аспекте. Пока я ждала очереди у павильона, решила сделать фотографию для моих московских подруг Марины Литвак и Алисы Орловой-Вязовской. Я знаю, что им будет очень приятно, что в тот момент я думала о них! 

Израильское шоу мне понравилось: впечатляющий фильм о замечательной стране с яркой историей, красивыми достопримечательностями, ориентированной на приручение энергии будущего с целью добиться ещё большего процветания Израиля.

Очень здорово смотрелось и танцевальное шоу в кубе, подсвеченном видеоэффектами, символизирующими энергию.

Вьетнам удивил энергией экзотических фруктов и кукольным шоу об энергии рыбной ловли и энергичной золотой рыбке. Ну а если говорить о других видах энергии, то вьетнамцам удалось приручить энергию ветра, воды, солнца и..., конечно же, туристов! 

 

В тайском павильоне исполнили гимн энергии зерна, это был замечательный 3D-фильм, который убедил зрителей, как важен этот вид энергии. А ещё тут можно было выстоять очередь и украсить своё лицо экзотическим рисунком.  

Из последних сил передвигаясь по ЭКСПО-городку, я сожалела, что физически не смогу одолеть все намеченные пункты маршрута. По настоянию Ольги Григорьевой я всё же зашла в павильон фирмы «Shell», лидера в энергетической мировой системе, где обзорно ознакомилась с интерактивными экспонатами. А вот от создания собственной планеты под названием «Елена» отказаться было невозможно, пришлось отвечать на 10 хитрых вопросов умных чупа-чупсов. Планета получилась миленькая, экологически чистая и энергетически перспективная! 

Последней точкой моего маршрута стал Арт-центр. Найти его в городке мне помогли волонтёры. Оказывается, не у многих посетителей выставки хватает сил туда заглянуть. А заглянуть стоило, хотя бы для того, чтобы познакомиться с работами художников-роботов и даже понаблюдать за творческим процессом.  

 

Был ещё один примечательный зал в Арт-центре – там можно было полежать, наблюдая на большом экране, как меняется абстрактный видеоряд. После марафона по ЭКСПО это очень успокаивает и даже усыпляет. Боясь уснуть, я полежала совсем немного и отправилась на автобусную остановку, чтобы не опоздать на поезд.

Оглядываясь назад, подведу итог: совершить кругосветку за день вполне реально, если иметь большое желание, хорошее здоровье, пребывать в отличной спортивной форме, не отвлекаться на селфи и зарядку телефона. Но это будет, как у нас говорится, путешествие «галопом по Европам». Гораздо лучше растянуть удовольствие на несколько дней. Но правильнее – сделать поездки по городам и странам доброй привычкой. Так и приятнее, и интереснее, и можно будет с наслаждением гурмана смаковать каждое впечатление. Ну а моя новая вылазка в мир состоится очень скоро: еду по маршруту «Усть-Каменогорск-Новосибирск-Омск». Писать не обещаю (отпуск всё-таки), но и не зарекаюсь (вдруг захочется). Присоединяйтесь! 

Елена Игнатовская

Кругосветка за день (часть первая)

Совершить кругосветное путешествие – большое счастье. Такой счастливый билет выпадает далеко не каждому и только раз в жизни. Окунуть меня с головой в счастье путешественника по счастливой неслучайности решил мой любимый Славянский центр. Набрав в лёгкие побольше воздуха для ожидания заветной даты, я  как можно глубже нырнула в давнюю мечту, понимая, что она вот-вот исполнится. И было совсем неважно, что мой, в скором времени покорённый мир находится не в обхвате глобуса, а в четырёх ста километрах от Павлодара – в городе Астане. Единственный, добытый в «Тотальной» гонке счастливый билетик на ЭКСПО-2017 «Энергия будущего» уже был для меня большим счастьем. Грела душу и амбициозная мысль: побить жюль-верновский мировой рекорд прохождения кругосветки, завоевав мир не за 80 дней, а всего за день. Без верного Паспарту, но и без помех мистера Фикса. А вот конкурентов в моём окружении, таких же счастливчиков, было предостаточно. 

Часть первая «Центр мироздания»

Не буду спорить, что есть центр мироздания и где его отыскать, просто констатирую факт: с 10 июня по 10 сентября силой желания казахстанцев он был перенесён в Астану. Но всё-таки лучше сказать «заново родился». Да-да, именно родился, практически вылупился из яйца, хотя яйцо, к счастью, тоже осталась целым, вернее шар - «Нур-Алем», а вокруг него и другая красотища. «Роды» ЭКСПО-городка возле автобусной остановки «Перинатальный центр» были дорогими, затяжными, но прошли успешно. Малыш родился красивым и здоровым на радость всем гостям: диаметр – 80 метров, рост – 100 метров (это размеры одной только «скорлупы»!), а общая территория ЭКСПО по Интернет-метрике составила 175 гектаров. Да у нас богатырь, граждане-родители! От всей души поздравляю! 

Прорваться к новорожденному оказалось непросто: много желающих, да и система безопасности в городке работает отменно. В ожидании своего часа я изучала казахстанскую карту мира, строя планы предстоящих завоеваний. Сила моего духа была крепка. 

«Первым делом иди на штурм «Нур-Алема», - напутствовала меня Ольга Николаевна Григорьева две недели назад (она покорила мир ЭКСПО чуть раньше, причём дважды). «Нур-Алем» - это тот самый шар, «центр мироздания», в котором скромно расположился казахстанский павильон.  

Этап сканирования личности и билета прошёл успешно, и я оказалась за заветной чертой, как и сотни других, патриотически настроенных казахстанцев и уважительных гостей выставки, рванувших первым делом к «Нур-Алему». Правда, пришлось подождать ещё полчаса до открытия павильона… Но зато в тесных рядах, плечом к плечу, мы получили возможность ещё больше укрепить наш единый патриотический дух. 

А закрепить его предстояло на первом этаже здания – под покровом казахских национальных традиций. Симпатичные девушки с большим удовольствием рассказали гостям о гостеприимстве казахского народа,


предлагали испить целебной воды из золотой чаши,


познакомиться с казахскими народными инструментами и таким философским музыкально-разговорным явлением, как кюй. И всё на этом этаже было пропитано энергией прошлого, так и чувствовался дух предков и их невидимое присутствие.


Даже вроде бы современная композиция и та была выстроена не из современных материалов, а из передаваемого из поколения в поколение древне-казахского изобретения – кесе. Видимо, так автор пытался обозначить энергию казахского чаепития, создав из пиал фонтан большого тоя.


И мне почему-то вдруг из прошлого и настоящего сразу же захотелось заглянуть в будущее, чтобы узнать, что же в энергетическом плане ждёт наших детей и внуков. 

Скоростной лифт за несколько секунд промчал меня через года на восьмой этаж павильона в город будущего. А там, за горизонтом лет, в плане энергетики уже реализована идея разумного использования ресурсов. В экспозиции выставки было представлено немало разработок казахстанских учёных в области «зелёной» энергетики. Смотрела, любовалась, гордилась. 

Очень впечатлил меня макет установки «Казахстанского Токамака», предназначенной для исследования и испытания материалов в режимах работы термоядерных реакторов. Это единственная в мире материаловедческая установка, тогда как другие токамаки предназначены для излучения режимов удержания плазмы. 

И над всеми этими разработками будущего каждый день в настоящем трудятся обычно-необычные люди, казахстанцы, такие же, как я.

 

Каждый из нас несёт свою созидательную частичку в энергетику жизни, чтобы город будущего жил, рос, процветал. Взгляните на него с вершины «Нур-Алема»: вот она, Астана будущего!


А под ногами – толщи лет человеческого труда! 

Спускаться с небес на землю всё-таки лучше не на лифте, а пешком, чтобы хорошенько пропитаться энергетикой экспонатов музея «Энергии будущего». Кстати, они не только заряжают знаниями и позитивом, но и стимулируют поиск собственного источника душевной возобновляемой энергии, которого так часто не хватает людям.  

В седьмом слое атмосферы «Нур-Алема» можно было наблюдать такое явление, как Энергия Космоса. Одна возможность пройти звёздными тропками чего только стоит!


А знакомство с устройством МКС,


моделью лунохода


и мысленная примерка скафандра!


Всюду по павильону встречали меня различные космические тела, но особое удовольствие мне доставило посещение видеопланетария – полное ощущение полёта! 

До Солнца долететь не удалось – к нему пришлось спуститься на этаж ниже. Как же горяча и энергичная эта цоевская «звезда по имени Солнце»! Но сначала нам предложили вспомнить его мифологические корни,


а уж потом прогуляться по Солнечной системе, лично поздороваться с каждой её планетой


и даже поиграть. 

В галерее солнечной мобильности демонстрировали транспорт будущего.


Здесь также можно было понаблюдать, как передвигаются машины, управляемые солнечной энергией.


Так бы и стояла я тут, под жаркими солнечными лучами, любуясь детищами конструкторов, но вдруг налетел сильный ветер и сдул меня на этаж ниже, чтобы похвалиться своей энергией.  

Опять же для начала знакомство с мифологическими ветро-богами с чудными именами: Эол (греки), Стрибог (славянский бог ветров), Фудзин и Райдзин (японцы), Гром-птица (индейцы Северной Америки), Хуракан (народы Майя), Тафириматеа (майори). 

Вот так выглядит мировой погодный глобус. 

 

А глобус ветровых горячих точек просто завораживает. 

И уж не благодаря ли ветру мы в детстве забавлялись запуском бумажных самолётиков? И они же пролетали надо мной в ветровом отсеке музея, неся в себе послание Парижского соглашения, символизирующего совместные усилия стран мира по сокращению выброса в атмосферу углекислого газа. 

Воздушный фонтан пришёлся по душе многим посетителям выставки. 

На четвёртом этаже музея  царствовала Энергия Биомассы. Очень интересно было заглянуть в биотехническую лабораторию, которая жила своей собственной жизнью: бурлящие колбочки, перетекающие по магистралям биомассы наглядно демонстрировали  работу водорослевого фотобиореактора.


Как нам рассказали эксперты, с помощью фотосинтеза фототропические микроорганизмы из двуокиси углерода и света образуют биомассу. Вот какие чудеса творятся нынче в биотехнологиях! 

Но вернёмся-ка лучше к знакомой нам со школьной скамьи физике, вернее спустимся на этаж ниже, чтобы ещё столкнуться нос к носу с таким явлением, как кинетическая энергия. Этот раздел физики в школе ещё был доступен моему пониманию, хотя вспомнить что-нибудь существенное я не смогла, а просто радовалась умным изобретениям учёных-физиков: машинка для чистки яблок (США, 1878 год), опрыскиватель против насекомых (США, 1940-е годы), заводная игрушка (Германия, 1920-1930 годы), пишущая машинка (США, 1857-1937 годы), фонограф (США, 1905/06 год). 

Мудрёные экспонаты ждали нас в лаборатории кинетической энергии,

 

где можно было понаблюдать и кое-где даже поучаствовать в  процессе выработки энергии, например, в весёлой велогонке! 

Работа плотины,


интерактивный экспонат эффекта водоворота, инсталляция установки гидроэнергетики


и гидрокинетическая турбина – это демонстрация научно-технических достижений в области Энергии Воды.  

А мне после энергичного блуждания по этажам уже очень хотелось оказаться у иллюминатора подводной лодки капитана Немо, чтобы преодолеть нелёгкий путь в двадцать тысяч лье по ЭКСПО в тишине и спокойствии.


Но лодка почему-то начала всплывать, на поверхности первого этажа я вывалилась сначала из лодки, потом из шара и очутилась у необычного памятника. Так мной было прорублено «окно в Европу», но об этом я вам расскажу позднее… 

Елена Игнатовская

Радостное событие!

Несмотря на сильнейшую жару, в Центральном выставочном зале Государственного музея искусств РК им. А. Кастеева царила радостная атмосфера: на открытие выставки самого неунывающего художника  Павлодара, Казахстана и, наверное,  даже мира Александра Ивановича Колодина «Радость жить!» пришло более ста алматинцев, среди которых было много молодых лиц. Выставку торжественно открыла кандидат искусствоведения, заместитель директора музея по науке Светлана Жумасултановна Кобжанова.


Подготовкой экспозиции занималась сотрудник музея Айсулу Ускенбайкызы Усентаева, а куратором выставки стала руководитель Центрального выставочного зала Алтынжан Сарсенбаевна Хожамуратова.

Снабжённые буклетами гости вернисажа прямиком шествовали к волшебным полотнам, чтобы зарядиться творческой энергией и радужным настроением Александра Ивановича.


Часом ранее тут же была открыта ещё одна выставка – «За гранью невидимого», работ украинского мастера Андрея Копчака, вот почему творения двух несравненных и несравнимых художника всё-таки были вынуждены подвергнуться сравнению опытными искусствоведами и любителями тоже. По словам любящих, а, значит, заинтересованных очевидцев, супер видимая грань радости и позитивизма была обнаружена в работах Александра Ивановича Колодина, и это помогло им получить больше положительных отзывов посетителей. Разнообразие, неординарность и хорошая техника – это то, на что они обратили внимание.


Сам виновник торжества важно прохаживался между полотнами, с радостью комментируя свои художественные замыслы, позируя фотографам


и раздавая налево и направо интервью представителям СМИ, которые тут же, по горячим следам, писали заметки в газеты («Казахстанская правда») и монтировали сюжеты для телевидения («Хабар»).

Большой популярностью у гостей вернисажа пользовался и альбом с картинами павлодарского художника, который он подготовил к своему 70-летнему юбилею. Выставка продолжит свою работу до 26 августа, а презентация альбома в Павлодаре запланирована на осень. Следите за объявлениями на сайте!

 Елена Игнатовская

День Иртыша-2017!

Праздник в честь старейшего жителя нашего города, народного любимца Иртыша состоялся в Павлодаре в четвёртый раз. Поздравить аксакала, поклониться ему в ноги отправилась и я. Вот он, именинник, раскинулся под тяжёлым грозовым небом во всей своей красе и от этого выглядит ещё внушительней. Идут и идут к его подножию иртышане, чтобы поклониться батюшке, испросить мудрого совета, омыться целебной водой.


А этажом выше уже исцелённые душой павлодарцы готовят ритуал рекопоклонения. «Ертiс думаны» - так по-казахски решил в этом году окрестить народ Великой Степи этот праздник. Да и то верно: «веселье, праздник, торжество» звучат гораздо торжественнее, чем просто «день». Таких «дней» в его биографии миллион (да простят меня географы за незнание), а торжество только раз в году полагается, как День города, к примеру. И как здорово, что живут эти два праздника по соседству – чтобы дружили горожане с Иртышом, помогали друг другу, гордились этой дружбой.

Кстати, о гордости. Её у павлодарцев не занимать: очень мудро они воспользовались идеей переезда на денёк в Павлодар выставки туристических маршрутов, которую готовили к EXPO-2017: вот оно, наше туристическое богатство, прям под голубым шаныраком разместилось!


Тут же и праздничный дастархан, только угощения пока не раздают, да я и не просила.


Имениннику в этот день особое внимание: его портреты кисти павлодарских художников на доске почёта развешаны, и все проходящие мимо возле них останавливаются, с нежностью любуясь родным  иртышским ликом, с трепетом его каждую «морщинку» разглядывают, вытаскивая их памяти воспоминания своей жизни. 

  

Гостей понаехало в гости Иртышу видимо-невидимо, да со своими гостинцами


и любимцами! 

Мои однокашники по культурным делам Ольга Николаевна Григорьева и Татьяна Сергеевна Корешкова со своей помощницей тоже на посту: по «Кирпичикам» свою павлодарскую коллекцию грампластинок разложили и на всю набережную транслируют,


а Исаак Осипович Дунаевский у них главнокомандующий, так издревле повелось, спасибо за это Науму Григорьевичу Шаферу! 

 

А вот и истоки «Ертiс думаны» - стенд Павлодарского Дома географии. Так кем же ты знаменитый думАн был при-дУман? Александром Вервекиным, поэтом, журналистом, замечательным человеком! Думала увидеть, обнять родного бородатого географа, который всеми силами борется за сохранность глобуса и природы, да нет его тут, в акиматской экспедиции он – до высоких гостей добраться да привезти их на праздник отправился. 

В другом крыле набережной – праздничный показ изделий городских умельцев. Тут мне удалось познакомиться с флорой Павлодарского Прииртышья


и его обитателями.  

Больше всего народа столпилось возле новосибирского столика: это ж каким патриотом нашей реки надо быть, чтобы по Оби, а после по Иртышу в Павлодар со своим товаром приехать!


Иртышан к началу празднования собралось немало, и, как выяснилось, в большинстве своём голосистых иртышанок. А гости всё не едут и не едут.


Расскажу по секрету, что в ожидании праздника даже была попытка несанкционированного «захвата» кресла акима Павлодарской области, но, слава Богу. у нас в городе с охраной порядка полный порядок! А мальчишка наверняка будущий аким, далеко пойдёт. 

Ура, наконец-то долгожданные гости прибыли, и Саша Вервекин – лицо приближенное, главный советник акима по вопросам географии. Помахали друг другу издали. Горжусь нашими! 

Праздничная программа в честь Дня Иртыша была по-мужски скромной и конкретно-деловой: выход на сцену членов шестидневной экспедиции по очистке поймы Иртыша село Майское – Павлодар и участников международного молодёжного фестиваля «Хан-Корык»,  

парад судов


и несколько замечательных песен. 

А потом разбрёлся народ кто куда: кто по домам, а кто и поклониться в пояс батюшке-Иртышу отправился. Среди последних была я. Нет, не осенила меня в этот момент новая поэтическая строка – вспомнилась старая, прошлогодней давности:

Иртышу

А ты ещё пока что спишь

В своей уютной колыбели,

Мой новорожденный Иртыш,

Не слышишь шёпота капели.

Погас ночник, и через сон

Сверкает солнце-погремушка,

Под снежной простынью затон

И кружевного льда краюшка.

Не слышно гомона грачей

На прядях ив, у ног ольховых,

И бьётся жилкою ручей,

И жаждет март событий новых.

Я вспоминаю жизнь свою,

Роняя горестные вздохи,

И колыбельную пою

Тебе, Иртыш, пока что крохе.

Мужчина мой и мой малыш,

Ты значишь для меня так много!

Тобой любуюсь: сладко спишь

Под белым чепчиком сугроба. 

Елена Игнатовская

Анонс: "Радость жить!"

2 августа 2017 в 17:00 в Центральном выставочном зале Государственного музея искусств РК им. А. Кастеева состоится открытие персональной выставки Александра Колодина «Радость жить!». В экспозиции будет представлено свыше 60-ти произведений живописи.


Колодин Александр Иванович – педагог, художник, режиссёр. Родился он в 1947 году в Новосибирской области, учился на Урале, живёт и работает в Павлодаре с 1978 года, куда приехал как молодой специалист после окончания факультета театральной режиссуры Челябинской государственной академии культуры и искусства. Много лет работал в сфере культуры и образования. Более десяти лет активной общественной деятельности А.И. Колодина связаны с Ассамблеей народа Казахстана Павлодарской области и общественным объединением «Славянский культурный центр».

Живописью занимается с детских лет.  Участвовал в республиканских и международных выставках, в т.ч. в Президентском центре культуры, Центре российской науки и культуры при Посольстве Российской Федерации в Астане. В 2015 году в Павлодаре успешно прошла персональная выставка Александра Колодина, посвященная 20-летию Ассамблеи народа Казахстана. В 2016 г. персональная выставка художника состоялась в родной академии культуры и искусства города Челябинска. Значительное число работ художника находятся в частных коллекциях США, Китая, Японии, Израиля, Германии и других стран. Республиканские журналы «Нива», «Найзайтас», «Дорогой» на своих страницах неоднократно публиковали статьи и   иллюстративные обзоры творчества А.Колодина. 

Многогранность живописи и графики павлодарского художника выражается в жанровом и сюжетном разнообразии, стилистической трансформации произведений от реалистических натюрмортов и пейзажей до фантастических аллегорий и символов. Сохраняя преемственность художественным традициям национальной живописной школы, А.И. Колодин смело экспериментирует, осваивает и развивает новые, порой противоречивые, направления в современном искусстве, обращая его в бесконечное будущее.

Выставка Александра Колодина продлится до 26 августа 2017 года.

Место проведения выставки: Центральный выставочный зал ГМИ  РК им. Кастеева, г. Алматы, ул. Желтоксан, 137, уг. ул. Жамбыла

Время работы: 11:00—19:00

Выходной день: понедельник

Вспоминая П. Васильева...

16 июля в областной библиотеке имени С. Торайгырова павлодарская общественность отметила трагический юбилей – 80-летие со дня гибели известного земляка, поэта с мировым именем Павла Васильева. К этой трагической дате по инициативе единственного в мире Дома-музея Павла Васильева была подготовлена читательская конференция «Читая Павла Васильева…», и, наверное, неслучайно она совпала с празднованием Дня города. Но имя Васильева с городской сцены звучало ещё за день до конференции – на фестивале Open-фест «Павлодар читающий», где члены литературного объединения имени П. Васильева читали свои поэтические посвящения родному Павлодару, ястребиному городу Павла Васильева.

В конференц-зале областной библиотеки немноголюдно, но сюда пришли именно те, кому дорого имя поэта, кто ценит его поэзию и делает всё возможное, чтобы имя Васильева не было забыто в современном обществе.

До начала встречи в галерее «Айна» можно было познакомиться с книжно-иллюстративной выставкой ко Дню города, один из разделов которой посвящён Павлу Васильеву. А в самом зале – с чудесной коллекцией графических работ-размышлений над произведениями П. Васильева павлодарского художника Виктора Фёдоровича Поликарпова.


Автор-исполнитель из Актогая Сергей Петков презентовал свою новую песню - «Поэт», написанную накануне трагического юбилея.

Научную часть конференции открыла директор Дома-музея поэта Закия Саясатовна Мерц.


Она с большой благодарностью перечислила имена павлодарцев, кто стоял у истоков васильевского движения в нашем городе. А открыл землякам имя поэта Сергей Алексеевич Музалевский, основатель и первый председатель литературного объединения, которое с гордостью носит имя Павла Васильева. И первое слово на конференции, правда, в виде архивной видеозаписи, было предоставлено, конечно же, Сергею Алексеевичу.

О переписке Наума Григорьевича Шафера и Сергея Алексеевича Музалевского рассказала участникам конференции Директор музея грампластинок Татьяна Сергеевна Корешкова.


В пятидесятые годы в Алма-Атинской библиотеке имени А.С. Пушкина Наум Григорьевич нашёл подборку стихов ещё никому не известного тогда поэта Павла Васильева, о чём поведал в письме Музалевскому. С тех пор началась литературоведческая поисковая работа Сергея Алексеевича, которому уже доводилось слышать это имя от краеведа и фотографа Дмитрия Поликарповича Багаева.

Васильевед Любовь Степановна Кашина поделилась своими воспоминаниями о том, как она открывала Васильева сначала для себя, а потом уже в роли директора Дома-музея для павлодарцев.


Немало для павлодарского васильевского движение сделала и журналистка Тамара Васильевна Карандашова. Она одна из первых стала освещать тему поэта Павла Васильева и его поэзии в прессе и на телевидении. Тамара Васильевна вышла к трибуне со сборником стихов, которых в её домашней библиотеке два и оба ей дороги: первый сборник ей подписала вдова поэта Елена Александровна Вялова, а второй – брат поэта Виктор Николаевич Васильев.


Видеоинтервью, которое Тамара Васильевна взяла у Елены Александровны в 1989 году на первых васильевских чтениях, вернуло нас в прошлое и заставило порадоваться, что музей поэта, несмотря на многолетние трудности и благодаря помощи энтузиастов, всё-таки был открыт и продолжает жить и радовать павлодарцев и гостей города богатой просветительской жизнью.

Было бы неправильно, если бы в этот день не было с нами рядом самого Павла Васильева, вернее его стихов, которые между докладами великолепно читал Рафаэль Мухамеджанов. И как близки, как понимаемы они были каждому сидящему в зале!


Об очерке «На одних качелях» о дружбе Павла Васильева и известного художника Анатолия Яр-Кравченко рассказала павлодарский поэт, литературовед Ольга Николаевна Григорьева. Этот очерк спустя много лет стремительными дорогами Интернета её привёл к долгожданному открытию: прочтя его в том же Интернете, невестка художника Юлия Яр-Кравченко прислала Ольге Николаевне портрет Павла Васильева руки художника, который считался навсегда утерянным. И мы были одними из первых, кто увидел эту находку!


О своём Васильеве рассказал гостям конференции и павлодарский композитор Александр Амосов, и даже пропел: в его исполнении прозвучала песня на стихи Павла Васильева, им впервые услышанных от первого директора Дома-музея Лидии Григорьевне Бунеевой.

С докладами по творчеству поэта выступили студентки второго курса Павлодарского государственного педагогического университета Евгения Белоусова и Валентина Яресько.


А вслед за ними прочитать посвящения своему литературному наставнику вышли члены литературного объединения Марина Юрченко, Татьяна Окольничья и Людмила Бевз.


В числе гостей встречи было приятно видеть гостью из Омска – заведующую библиотекой им. П. Васильева Надежду Александровну Бронш. Она пригласила нас в путешествие по своим просветительским тропинкам, после чего вручила Благодарственное письмо Департамента культуры Администрации Омска директору нашего Дома-музея Закие Саясатовне Мерц.

 

Член Союза художников Казахстана, автор графических работ на васильевскую тему Виктор Фёдорович Поликарпов давно ведёт свою просветительскую работу, нацеленную на пропаганду имени и творчества Павла Васильева как в Казахстане, так и в России. Он рассказал о недавней поездке в Темиртау с литературно-художественной композицией о жизни и творчестве поэта «Старая Москва».


Ещё одной доброй инициативой художника после его выступления в городском маслихате о проблемах Дома-музея стала подготовка проекта о строительстве на территории музея административного здания. Все желающие тут же поставили свои подписи под письменным обращением к акиму города Павлодара с просьбой поддержать проект.

О своих переводах очерков своего земляка, степного брата Павла Васильева на казахский язык и их публикациях в казахстанских журналах «Жулдыз» и «Найзатас» рассказал Серик Кинаятович Сатыбалдин.


А завершилась встреча песней на стихи Павла Васильева в соавторстве в Александром Амосовым «Мой Павлодар, мой город ястребиный», которую душевно исполнил Юрий Рыбалко. 

Елена Игнатовская