Блоги
Выступления участников
- Май252016
- Просмотры(2429)
IVчитательская конференция, посвящённая творчеству Анастасии Ивановны Цветаевой. 24/05/2016
Выступления некоторых участников:
Болатова Гульжамиля, ученица 11-го класса школы-гимназии № 9:
«Книга о великой музыке…»
Я рано полюбила литературу. Может, потому, что мне нравилась неоднозначность образов, нравилось разгадывать тайный смысл между строк, а потом и вовсе углубляться в историю рождения произведения и оценку героев.
Я хочу поделиться своими размышлениями о недавно прочитанной книге – «Сказ о звонаре московском».
Итак, перед нами повесть о звонаре. Главный герой – Сараджев Константин Константинович, или просто Котик, который оставил после себя довольно смутно-знакомое чувство – и тут сама Анастасия Цветаева делится своим первым впечатлением: «Мне он, знаете, кого напомнил? Не знаете? Князя Мышкина!». Впереди главного героя бежит слава – необычайно талантлив, музыкален, образован, красив собой, из знатной семьи... В кругу своих друзей и Анастасия Цветаева знакомится с музыкантом-звонарём.
Далее перед глазами не спеша разворачивается ранняя биография Котика. С семилетнего возраста композитор, в десять лет первые пьески, вальсы, импровизации. Действительно, писательница встретила талантливейшего человека!
Но меня, как человека, не разбирающегося в музыке, поразило упорство тихого заики Котика на его нелёгком творческом пути. Если человек одарён по природе своей, то в большинстве своём он любуется собой, не развивая свои навыки дальше. Котик же, производя впечатление человека не от мира сего, становится «естественным, как ребёнок, и поглощённым делом, как взрослый».
Следующее, что привлекло моё внимание, – это схожая с упорством Котика целеустремлённость автора. С её помощью мы, вместе с Котиком, сами того не замечая, погрузилась в мир музыки, при этом не вникая в сложные детали. Тут возникает вопрос: зачем писать целую книгу, о пусть и талантливом, но безамбициозном музыканте? Кому нужна эта книга? Сам труд о звонаре, по словам автора, не вызвал интереса у героя. Но Горький, как наставник и учитель автора, назвал самую верную причину: «Это ваш долг- написать книгу о звонаре! Вы – писатель!».
Я и сама прониклась уважением к Анастасии Цветаевой. Знаю, как трудно начать писать о том, что действительно считаешь достойным внимания и почтения.
Ещё в «Сказе» затронута тема нереализованного творчества. Эта проблема довлеет над главным героем, и читатель невольно узнает и себя в портрете Котика. На ум приходят строки Лермонтова «Дума»: «Печально я гляжу на наше поколение!..». Действительно, сколько талантов растоптали неуверенность, слишком авторитарные родители и наставники, праздность, лень и прочие пороки. Для меня портрет Котика стал едва ли не списанным с некоторых моих знакомых. Различие, пожалуй, лишь в том, что большинство из них обделено упорством и уверенностью в своём таланте.
Я обратила внимание на одну симпатичную черту в Котике – отсутствие гордыни. Даже когда его стало воспринимать всерьёз московское музыкальное общество, он не гордится собой. Он просто рождён, чтобы слышать и слушать этот мир. Он не интересуется процессом написания книги о самом себе. Котику не нужна слава: она для него лишь средство достижения цели – наконец, колокола станут воспринимать как музыкальный инструмент.
Действительно, князь Мышкин в мире музыки. Обратил на себя внимание и один интересный момент, который я заметила. Читая вдохновенные монологи Котика о музыке колоколов, невольно проводишь черту между образом главного героя и образом колокола. Послушайте строки из книги:
- «Теория всей колокольной музыки, все до единого правила её не имеют ничего общего с теорией и правилами обычной музыки» (сам Котик имеет мало точек соприкосновений, как с обществом, так и с общепризнанной музыкой);
- «В теории колокольной музыки вообще не существует того, что называем мы "нотой"; тут ноты – нет, колокол имеет на своём фоне свою индивидуальную звуковую картину – сплетение звуковых атмосфер»(Котик индивидуален даже в многогранном мире музыки и не все готовы его понять);
- «Но до сих пор никто не имел ещё понятия о том, что на колоколах можно исполнять целые симфонии. К сожалению, я знаю немало колоколен, на которых есть колокола без всякого действия. Почему эти колокола висят там без действия – повесить бы их туда, где бы они пригодились, а то – как собака на сене! Колокола зря пропадают со всею своею музыкальной прелестью» ( колокольная музыка для Котика ограничена правилами служб церквей, взглядами музыкального общества, непониманием близких и другими факторами. По сути, ему запрещают заниматься тем, что он хочет, называют странным. Это сковывает Котика, ведь от музыки неотделим) .
И книга Анастасии Цветаев скорее не сколько о Котике Сараджеве, а о великой музыке.
Интересно читаются строки, где идёт объяснение музыки с точки зрения простого читателя. Автор наделяет эмоциональной окраской все эти сцены. Создаётся впечатление, будто сам неплохо разбираешься в музыке.
Заключительные строки «Сказа о звонаре московском» оставляют весьма смешанные чувства. С одной стороны – яркое сочное повествование, с другой – незавершённость произведения. Кажется, будто мало провёл время с героем, ещё плохо знаешь такую широкую глубокую натуру. Так что остаётся небольшая горечь от того, что «неописуемый Сараджев» так и остался неописуемым. Может быть, мне так кажется, но чувствую: надо перечитать книгу несколько раз, чтобы понять, о чём на самом деле она. Для меня в герое соединилось несколько образов и символов.
Ольга Григорьева:
История создания и публикации книги о звонаре К. Сараджеве по «Хронологическому обзору жизни и творчества А.И. Цветаевой» Станислава Айдиняна
Об истории создания книги «Московский звонарь» сама Анастасия Ивановна писала немало. Но всё же «Хронологический обзор жизни и творчества А.И. Цветаевой», подготовленный её литературным редактором, секретарём, другом, писателем и искусствоведом Станиславом Артуровичем Айдиняном, добавляет немало интересных фактов по этой теме. Книга «Хронологический обзор...» вышла в свет в 2010 году в московском издательстве «Акпресс» и является незаменимым подспорьем для каждого исследователя жизни и творчества замечательной русской писательницы.
Из этого исследовательского подбора дат, фактов и событий из жизни А. Цветаевой мы узнаем и о последовательности публикаций очерка о звонаре; и об откликах на это произведение; и проясняем вопрос с названиями. Ведь очерк, названный первоначально просто «Звонарь», впоследствии восстанавливался, дорабатывался, расширялся и назывался в различных изданиях и «Мастер волшебного звона», и «Сказ о звонаре московском» и, наконец, «Московский звонарь».
Остаётся добавить, что «Хронологический обзор...» Станислава Артуровича Айдиняна хранится в павлодарском музее А. Цветаевой с автографом автора.
Итак:
«1927 год
Зима – встреча в семье профессора-историка А.И. Яковлева с московским звонарём, яснослышащим и ясновидящем Константином Константиновичем (Котиком) Сараджевым. С ним завязывается дружба».
В начале августа этого года А. Цветаева едет к Горькому в Сорренто.
«7 августа – Венеция. …Отправляет К.К. Сараджеву в Москву открытку, на которой фотография звонящего колокола венецианской колокольни…».
В сентябре Анастасия Ивановна из Италии съездила к сестре Марине во Францию. Это была последняя встреча сестёр, больше они никогда не увидятся, так как в 1939 году, когда Марина Ивановна приедет в Советский Союз, её младшая сестра уже будет в сталинском лагере на Дальнем Востоке.
11 октября 1927 года А. Цветаева возвращается в Москву.
Запись того же года:
«Начинает писать по совету Горького первый вариант документальной книги о К. Сараджеве. Непрестанно встречается с героем повести.
1930
А.И. Цветаева дописывает документальную повесть о К. Сараджеве «Звонарь», подзаголовок её «История одной судьбы» (исчезла при аресте в 1937 году)».
Следующее упоминание фамилии Сараджева встречается в «Хронологическом обзоре» уже только в перечне событий 1974 года (то есть после написания повести прошло 44 года!):
«Ноябрь-декабрь – знакомится с младшим братом К.К. Сараджева – Нилом Константиновичем и его супругой Галиной Борисовной Сараджевыми.
1975
12 января – в Москву, к старшей внучке А.И. Цветаевой, М.А. Мещерской, из Павлодара переезжает её сестра, Ольга Трухачёва, младшая внучка АЦ.
С января по май О. Трухачёва помогает А.И. Цветаевой править повесть «Звонарь».
А.И. Цветаева направляет с помощью Лидии Филипповны Ивановой-Ураловой, вдовы известного дирижёра К.К. Иванова, рукопись повести «Звонарь» на рецензию к композитору Д.Д. Шостаковичу, получает от него одобрительный отзыв.
1977
В журнале «Москва» №7 выходит мемуарный очерк А.И. Цветаевой «Сказ о звонаре московском», посвящённый личности музыканта, яснослышащего, Константина Константиновича Сараджева.
1985
Зима – интенсивная работа над книгой «Мастер волшебного звона» вместе с соавтором, Н.К. Сараджевым, и его женой.
Август – В Армении, в Ереване, в журнале «Советакан Арвест» № 8 выпущен сокращённый журнальный вариант «Сказа о звонаре московском» на армянском языке.
1986
Июнь
В издательстве «Музыка» вышла книга А.И. Цветаевой и её соавтора Н.К. Сараджева «Мастер волшебного звона», представляющая собою очерк о К.К. Сараджеве, звонаре московском, расширенный совместно с младшим братом главного героя до объёма книги. Книгу предваряют: предисловие М. Тараканова(с.3-6) и текст А.И. Цветаевой «К истории создания» (с.8). В это издание редакторами был внесён ряд «советских фраз», чуждых АЦ.
28 сентября – в газете «Известия» выходит отклик Р. Армеева на выпуск книги А.И. Цветаевой и Н.К. Сараджева «Мастер волшебного звона» под названием «Из сокровищ вековой культуры».
1987
14 апреля – вместе с Н.К. Сараджевым подписывает договор с издательством «Музыка» на переиздание книги «Мастер волшебного звона».
1988
21 октября – в издательстве «Советский писатель» вышла книга «Моя Сибирь», объединившая под обложкой три повести: - «Московский звонарь», «Моя Сибирь», «Старость и молодость».
25 декабря – издательство «Музыка» осуществило допечатку тиража книги А.И. Цветаевой и Н.К. Сараджева «Мастер волшебного звона», изменив лишь цвет обложки и год выпуска на 1988».
А вот об этом факте я узнала только из «Хронологического обзора», в перечне событий лета 1991 года:
«Вместе с А.Б. Трухачёвым участвует в съёмках художественно-эссеистического фильма режиссёра Артура Васильевича Зариковского под рабочим названием «Звонарь» или «Киноэскиз о жизни и смерти без колокольного звона». Импульсом к созданию фильма послужил очерк А.И. Цветаевой «Сказ о звонаре московском». Один из вариантов фильма был показан по первому каналу Центрального телевидения в 1993 году.
1992
28 августа – в г.Суздале, в русской культурно-исторической газете «Вечерний звон», № 14, выходят интервью Юрия Белова «16 дней в Голландии» (с.2) и беседа Георгия Балакирева с А.И. Цветаевой «Котик Сараджев: «Я Вас слышу…» о К.К. Сараджеве, герое книги А.И. Цветаевой и Н.К. Сараджева «Мастер волшебного звона» (с. 2,5)»
И последняя запись, касающаяся этой темы. Это последний год жизни А.И. Цветаевой:
«1993
8 февраля – встречается у себя в квартире на Б.Спасской улице в Москве с Нилом Константиновичем и Галиной Сараджевыми».
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи