Блоги

Частушки к Масленице

Пока полным ходом идет подготовка к Масленице, Мария Полищук из хора Шиллера делится частушками собственного сочинения.

Частушки к Масленице
(Слова М.Полищук)

1. Наша маслена идет,
Собирает весь народ.
Рады мы ее встречать,
Звонкой песней величать!

2. Добра масленая,
Ты проказливая,
Веселуха, объедуха,
Принарядливая!

3. Все в нее мы влюблены
За горячие блины,
За сметану и творог,
И за праздничный пирог!

История Николая Пирогова

Наша семья очень певучая, и русские народные песни я услышал очень рано. Когда подрос, то сам принимал участие в этих песнях. Как многих детей, и меня ставили на табуретку и просили петь. В нашей семье было много родственников, они тоже певчие и на всех гуляниях всегда пели на три голоса под аккомпанемент баяна, бубна, трещоток, ложек и всевозможной столовой утвари. Когда пошел в школу, меня записали в школьный хор, я там пел также в общей группе. Школу закончил в 1977-м году.

Но о хоре Шиллера я знал уже давно, потому что моя старшая сестра Люда уже ходила на репетиции хора примерно 2-3 года, за ней пошла в хор и средняя сестра Таня, которая пела во вторых голосах. Люда пела в первых и очень много песен солировала.

С 23 февраля от хора Шиллера!

Поздравление мужчинам от женской группы хора Шиллера
(23 февраля 2013, Мария Полищук)

Ребята наши дорогие,
Мы поздравляем нынче вас!
Вы все брутальные такие,
Что просто дёргается глаз!

За время, что шагаем рядом,
Вас научились понимать
Не только словом, но и взглядом,
Мы - как рентген, ни дать, ни взять!

У каждого свои примочки,
Свой и характер, и настрой.
И хоть бывают заморочки,
Мы всё же вместе рвемся в бой!

Нам так назначено судьбою,
Так будем вместе до конца!
Мы - героини, вы - герои,
Мы - дети нашего творца! (Александра Ивановича)

На целый век - здоровья, силы,
Мы это в творчестве куём,
Чтобы вам средь нас комфортно было,
Ведь мы живем, пока поем!

Чтоб порох был в пороховницах,
Чтоб холостыми не стрелять!
Живых улыбок вам на лицах
И много лет вот так держать!

История Галины Шредер

О хоре Шиллера я слышала давно, еще в конце шестидесятых годов. Но никаких мыслей в связи с этим не возникало, ну, поют люди и хорошо, они ведь артисты. А когда впервые попала на их концерт, да еще узнала, что никакие они не профессионалы, а обычные рабочие люди, я заинтересовалась.

И надо же такому случиться - моя семья получила квартиру в одном доме с участницей этого хора, Анной Киршиной, которая к тому времени в хор ходила около 10 лет (Анна в хоре с 1967 года). Мы подружились, и она пригласила меня на одну из репетиций. Я согласилась.

История Татьяны Курмашовой

Наверное, никто не сможет сказать, когда Человек понял, что пение заряжает позитивной энергией, очищает душу. Человек поет, когда любит и любим, когда на душе боль или радость... Одним словом - это замечательно! Песня - это ключ к душе! Когда стоишь на сцене, то действительно ощущаешь, как живые токи циркулируют между залом и сценой.

Я сколько себя помню, пела всегда. Моя сцена претерпевала изменения, эволюционировала вместе со мной, начиная (как у многих) со стульчика.

В шиллеровский хор я попала случайно и, скорее, вопреки. Вчерашняя школьница, "суперсовременная", певшая в ВИА (ну никак невозможно было представить такой поворот событий в моей жизни). Конечно, я слышала хоровое пение, так как посещала школьный хор, и когда мои многочисленные родственники под рюмочку, а то и под стакан (сидя за столом), распевали что есть силы разные песни. Ну, и апогеем этого творчества был "Шумел камыш!" Естественно, ни то, ни другое мне не нравилось.

История Лилии Шваб

В 1976 году я поступила в училище. На предпоследнем курсе к нам в группу вошел учитель и пригласил всех в актовый зал на встречу с местным композитором. В зале мы увидели двух мужчин, как оказалось, это были Александр Иванович Шиллер и Борис Распопин. Нас попросили всех вместе спеть песню "Катюша". Потом мы пели маленькими группками. Таким образом выбрали состав хора для училища. А Распопин отобрал девочек и мальчиков для танцевальной группы. В этом хоре я пела один год, а когда закончила училище, Александр Иванович пригласил меня в свой хор. Я долго не могла решиться, боялась, что у меня не получится, но он меня убедил. Он умел убеждать людей.

История Ольги Литау

В 1973 году, когда я ещё занималась художественным чтением и выступала на областном конкурсе (где заняла первое место), ко мне подошла женщина и спросила, не хотела бы я пойти в Народный хор Павлодарского тракторного завода, где подыскивают новую ведущую? Как оказалось, Мария (так звали ту женщину) работала в ДК железнодорожников и играла в оркестровой группе хора под управлением В.Ширинкина.

К моему счастью, я тогда не знала, что хор, оркестровая и танцевальная группы - это такая громадина, все вместе - около 100 человек, иначе бы сразу отказалась. Ведь это такая большая ответственность - представлять этот знаменитый коллектив на концертах во многих городах, выходя на сцену к зрителю первой, когда ещё закрыт занавес и зритель не видел хор. По сути дела, быть визитной карточкой не только прославленного хора, но и Павлодара и всей области.

История Любови Щирук

О хоре Шиллера я слышала до своего прихода в хор, так как со мной работала на тракторном заводе одна из участниц, Кошелева Антонина (ныне здравствующая и выступающая в хоре ветеранов Шиллера).

Посетив концерт хора Шиллера (тогда имени еще не было присвоено) в честь его 30-летия, я была поражена и очарована их выступлением. И это стало решающим моментом для моего вступления в хор.

Негласный лидер

Мы уже писали о том, что пять лет назад после некоторого перерыва наш коллектив возобновил свою деятельность. В его состав вошли в основном люди, которые пели еще при Александре Ивановиче Шиллере. Мы были безумно рады тому, что с нами согласился работать талантливый музыкант, баянист, тактичный, интеллигентный да и просто хороший человек Ташимов Гайнутдин Айнутдинович. Понятно, что ни хормейстера, ни старосты у нас не было.

После одного из концертов мы выбрали художественный совет, состоявший из пяти человек (Н.Галушка, В.Шпаков, М.Полищук, В.Медведева, В.Беличева). И так получилось, что со всеми вопросами мы стали обращаться к Валентине Васильевне Беличевой, которая стала первой помошницей нашему музыкальному руководителю.

Размышления на вольную тему

Музыкальный слух невозможно привить никому!
Это мои личные выводы, с которыми, возможно, не согласятся специалисты.
Сколько бы ни было затрачено времени и усилий, но с этим человек должен родиться. Нельзя, например, из обыкновенного человека сделать художника: его можно научить правильному нанесению мазков, ориентированию на холсте, еще каким-то художественным приемам, но никогда ему не стать настоящим мастером! Уже потом, в течение всей жизни, оттачивается техника, приобретается опыт.

История Нины Пенчуковской

Летом 1975 года я отдыхала по профсоюзной путёвке в Одессе. Жили мы в частном секторе, и так получилось, что меня поселили в одном доме с семьёй Шиллера А.И. - с его женой Зинаидой Васильевной и 5-и летней дочерью Эльвирой. В этом же доме жили его сестра и зять, которые приехали из Риги. У нас была весёлая и дружная компания. Днём мы все вместе ходили на море, купались, загорали, ездили на экскурсии, а вечерами собирались во дворе за большим, сколоченным из досок, столом. Александр Иванович брал в руки баян (взяли у соседей), играл, вспоминал свою юность, которая прошла в Одессе, рассказывал интересные истории из жизни хора, пели песни. Так я познакомилась с руководителем народного хора Павлодарского тракторного завода, о котором гремела слава по всей республике Казахстан.

История Елены Богдановой

Моя мама хорошо пела, знала все песни советских композиторов из всех кинофильмов. Она часто пела на кухне, когда мыла посуду или готовила обед, поэтому я выучила все песни.

Когда мне было 4-7 лет, я пела перед гостями. Запомнилась одна песня из моего репертуара: "косы черны, брови черны, губки, щечки - как гранат", - пела я и танцевала узбекский танец (я родилась в Узбекистане, в городе Наманган. В Павлодаре живу с 1957 года).
Потом танцевала и пела в детском саду, в пионерском лагере, на школьных вечерах и смотрах художественной самодеятельности.

Наша звездочка

Наша звездочка
(Марии Полищук посвящается)

В нашем коллективе каждый человек - личность, о которой можно написать много хороших, добрых слов, можно вспомнить немало сюжетов, характеризующих каждого в отдельности.
Но есть такие, о которых хочется не просто говорить - им хочется подражать, их хочется поддерживать, ими хочется гордиться. И самая яркая звездочка нашего хора - Мария Сергеевна Полищук.

Смелый выбор

В заметке "Счастливая случайность" я писала о том, как неожиданно для себя стала частью огромного хорового коллектива, включая свои впечатления и воспоминания о нашем руководителе Александре Ивановиче Шиллере, о гастролях по Беларуси.
Сейчас я хочу рассказать о последствиях этой поездки и о том, на какие "подвиги" способен человек, оказавшись перед выбором...

История Людмилы Нечесовой

"Встань перед зеркалом, улыбайся и пой..."
Так иногда говорил мне Александр Иванович после концертов.

- Я не могу одновременно петь и улыбаться. Не получается.
- Получится. Встань дома перед зеркалом и репетируй...

В Народный хор тракторного завода я пришла в 1980 г. В то время я работала на ПТЗ в ремонтно-литейном цехе, и в цехкоме мне дали пригласительный билет на какой-то заводской праздник. И там я впервые увидела и услышала выступление этого коллектива. Мне настолько понравился концерт, что я старалась не пропускать их выступлений.

История Валентины Ильиной

Я, Ильина Валентина Яковлевна, в городе Павлодаре живу с 1966 года. В это время уже славился Народный хор Шиллера, и так как я из семьи любителей песни и музыки, постоянно ходила на концерты и душой, и мыслями участвовала на сцене в этом замечательном коллективе и "танцевала" в ансамбле "Павлодарочка".

В Саратове на празднике народной песни

В 1977-м году в Саратове состоялся Всесоюзный праздник народной песни. Казахстан на этом празднике представлял наш Павлодарский русский народный хор (художественный руководитель - А.И.Шиллер). Саратовская газета "Заря молодежи" посвятила нашему хору статью, которая предоставляется вашему вниманию.

Рассказывает Шиллер

Всё это время участники Народного хора Шиллера рассказывали в своем блоге о руководителе хора, о его личных и профессиональных качествах. Сегодня мы изменим традиции и предоставим слово самому Александру Шиллеру. В 1981-м году коллектив русского народного хора побывал в творческой поездке по Красноярскому краю. Вот что рассказал по возвращении из поездки художественный руководитель хора:

История Марии Полищук

Если вспоминать, когда началась моя творческая жизнь, приходишь к выводу - с детства. Я любила слушать, как поют родители, у них были хорошие голоса, а вот бабушка, как говорила мама, пела на клиросе. Еще до школы, лет в шесть, я собирала в дом со всей улицы подружек петь песни, читать стихи, показывать какие-то сценки.

В гостях у "Вдохновения"

"Мы - чудаки,
Нам дома не сидится,
Наш клуб к себе
Нас тянет, как магнит..."

Эти строки - из конкурсной песни клуба "Вдохновение", действующего при Павлодарском Доме культуры железнодорожников (ныне "Шанырак") с октября 1986 года. Руководителем клуба была Жанна Шулимовна Ягодина (в настоящее время проживает в Израиле, но поддерживает постоянную связь - созванивается с поэтессой Татьяной Окольничьей), которая объединяла людей разных возрастов и профессий. В клуб "Вдохновение" приходили и работники предприятий Павлодарского отделения дороги, и желающие из числа жителей города. Девиз клуба: "Друзья, мы вместе!"