Крым Анастасии Цветаевой

Ольга Григорьева                    

Крым Анастасии Цветаевой

Для Анастасии Ивановны Цветаевой Крым — не просто географическое место, где она бывала в детстве, юности и старости. Это место знаковых событий, незабываемых впечатлений и потрясений, которые определяют характер человека и его творчества: любовь, смерть, разлука. Это голод и лишения гражданской войны, которые переносила она вместе с семьёй Герцыков-Жуковских. «...Герцыки нам помогали сколько могли, без них мы бы умерли», — напишет потом А. Цветаева в «Воспоминаниях».

В Крыму похоронены её младший сын Алёша и первый муж Борис Трухачёв. И последнее большое произведение писательницы «История одного путешествия» (Феодосия, Издательский дом «Коктебель»; М., Дом-музей М. Цветаевой, 2004) тоже связано с Крымом. А начала писать эту повесть Анастасия Ивановна осенью 1971 года в поезде Москва – Павлодар. 

В нашем городе в те годы (начало семидесятых) жил её сын с семьёй. Многие павлодарцы помнят семью Трухачевых и Анастасию Ивановну, приезжающую сюда каждый год. Многие вспоминают её «странности», необычное для тихого провинциального города поведение. «Странности» эти были двух видов. Первые объяснялись тем, что Анастасия Ивановна не признавала никаких условностей и поступала так, как считала нужным (к примеру, в 70 лет каталась на павлодарском стадионе на коньках, и на это зрелище многие приходили посмотреть...). Вторые вполне объяснимы, если знать о потерях этого человека. Павлодарские одноклассницы Ольги и Риты Трухачёвых вспоминают, что бабушка не позволяла внучкам есть ягоды или фрукты, пока не обдаст их несколько раз кипятком и не доведет до кашеобразного состояния. Подружки, ясное дело, беззаботно ели в огороде малину прямо с куста, немытую. Но у бабушки Аси перед глазами стояли ягоды, которые съел годовалый Алеша, умерший от дизентерии...

На могиле Алёши в сентябре 1971 года побывала Анастасия Ивановна вместе с молодым поэтом, своим новым другом Валерием Исаянцем. Вместе с Валерием путешествовала тогда писательница по Крыму. Название ее повести «История одного путешествия» не стоит воспринимать буквально. Это не столько путешествие географическое, и даже не столько путешествие во времени (так как Анастасия Ивановна постоянно вспоминает события, происходящие в Крыму более полувека назад). Это скорее путешествие души, духа... «Ангела послала судьба, — пишет в повести А.И. Цветаева. – Этот подарок Жизни покрывает собой годы, десятилетия труда, разочарованной усталости...»

В июне 2007 года в Крыму (в городе Судаке) прошли пятые Международные Крымские Герцыковские чтения «Серебряный век в Крыму: взгляд из 21-го столетия». Их организаторы – московский Дом-музей Марины Цветаевой и Судакский городской совет, чтения проходили в рамках традиционной 14-ой Международной конференции «Крым-2007». Благодаря участию в чтениях я побывала в крымских городах, связанных с жизнью Марины и Анастасии Цветаевых: Коктебеле, Старом Крыму, Феодосии, Судаке.

Коктебель 

О своем первом приезде в Коктебель летом 1911 года Анастасия Ивановна рассказывает в книге «Воспоминания» (часть 10 — «Юность. Москва. Крым. Москва», глава 6 и 7 – «В Коктебель», «Дом Волошина»). Автор описывает, как поразила её природа Крыма, как обитатели дома Максимилиана Волошина разыграли её в первый же день. Марина сказала, что у Макса гостит испанка Кончитта, поэтесса Мария Папер и известный поэт Игорь Северянин. На следующий день «Игорь Северянин» оказался женихом Марины Цветаевой Сергеем Эфроном, а еще две героини – его сёстрами... 

И Марина, и Ася были счастливы в то лето. Марина встретила в Коктебеле Сергея Эфрона, к Анастасии приехал сюда из Москвы Борис Трухачёв...

Для каждого пишущего Коктебель – заветное слово, символ творчества, свободы, поэзии. Здесь, в Доме Волошина, в разные годы отдыхали и работали поэты Брюсов, Гумилёв, Мандельштам, Марина и Анастасия Цветаевы, Корней Чуковский, Алексей Толстой, Михаил Булгаков, Максим Горький, Михаил Пришвин, Константин Паустовский и многие, многие другие писатели, поэты, художники, музыканты. Ещё в 1933 году Андрей Белый назвал Дом Волошина одним из культурнейших центров не только России, но и Европы.

Марина Цветаева писала: «Коктебель для всех, кто в нём жил, — вторая родина, для многих – месторождение духа».

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин – поэт и переводчик, блестящий критик, философ, культуролог, замечательный художник, один из заметных деятелей культуры Серебряного века. Дом в Коктебеле строился по его проекту. Изначально задуманное для приема многочисленных гостей здание оказалось очень оригинальным по архитектуре и внутренней планировке, гармонично вписалось в Коктебельский ландшафт. В 1924 году Волошин получил удостоверение, разрешающее создание в его доме бесплатного дома отдыха для писателей. В 1931 году он завещал первый этаж своего дома и находящийся вблизи дом своей матери Всероссийскому Союзу писателей. На базе этих зданий был создан первый в мире Дом творчества писателей. Из всего дачного посёлка Коктебель начала двадцатого века до наших дней волею судьбы сохранились только эти два дома. В 2001 году на базе Дома-музея Волошина был создан Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник «Киммерия М.А. Волошина».

...Мы ехали по живописной горной дороге из Судака в Коктебель, и без объяснения экскурсовода мне было понятно это название (благодаря скромным познаниям казахского языка): кок – голубой, тобе – гора, ели – земля. Земля голубых гор — так коренные жители, крымские татары, назвали эти благословенные места.

И вот после горного «серпантина» мы подъезжаем к Коктебелю. Конечно, он совсем не такой, каким остался на фотографиях и каким я его себе представляла. Дом Волошина, естественно, стоит вовсе не на пустынном пространстве, как в начале 20-го века – вокруг новые постройки, ларьки, бойкая торговля сувенирами, набережная благоустроена, асфальтирована... Всё это закономерные изменения. Но одна из невосполнимых потерь – это то, что прибрежную полосу в целях укрепления несколько лет назад засыпали щебенкой, и исчез тот волшебный коктебельский пляж, на который море выбрасывало полудрагоценные разноцветные камешки, где сёстры Цветаевы собирали агаты, сердолики, халцедоны. «У Марины – уж целая шкатулочка!» — вспоминала те камешки Анастасия Ивановна. 

И всё же – встреча с Коктебелем была больше радостной, чем грустной. А главная радость заключалась в том, что после многолетних реставрационных работ 12 июня 2007 года открывался для посетителей Дом Волошина, и мы, участники Герцыковской конференции, Волошинских чтений, Международной конференции библиотекарей «Крым-2007» стали очевидцами этого знаменательного события. Открытие Дома поэта состоялось в рамках празднования 130-летия со дня его рождения (М.А. Волошин родился 28 мая 1877 года). Дом Волошина, ставший музеем, превратился сейчас в культурный центр, хранящий память не только о Волошине, но и о нескольких поколениях художников и поэтов, деятелей культуры и науки. Сегодня основу бесценной коллекции Дома-музея (более 55 тысяч экспонатов, среди которых немало истинных раритетов) составляют архив и те предметы, которые уже почти сто лет никогда не покидали этот дом и размещены там, где их расположил сам М.А. Волошин, что в мировой музейной практике – исключительный случай. Посчастливилось мне в числе первых посетителей увидеть и кабинет Волошина, хорошо знакомый по описаниям А.И. Цветаевой, и его огромную библиотеку, и картины, и голову царицы Таиах, потрогать перила, которых касались столько дорогих рук, постоять на самой высокой «палубе» этого удивительного дома, откуда хорошо виден природный феномен – профиль М. Волошина на горе Карадаг. Первым это заметил сам Волошин. Изваянный природой на склоне вулкана юрского периода, профиль поэта обрамляет Коктебельскую бухту справа. А слева, на самой вершине горы Кучук-Янышар, находится могила Максимилиана Волошина. Перед смертью, в 1932 году, он сам указал это место и просил не сажать вокруг его могилы цветов и деревьев, чтобы ничем не нарушать первозданной красоты здешних мест. Каждый, кто идет поклониться праху поэта, берёт с собой выброшенный на берег небольшой коктебельский камешек...

Феодосия

В Феодосии на доме № 13 по улице В. Коробкова висит памятная доска: « В этом доме в 1913-1914 г.г. жила писательница Анастасия Цветаева, бывали Марина Цветаева и Максимилиан Волошин». Скоро здесь будет открыт музей Цветаевых, сейчас идет работа над экспозицией. Сотрудники музея были благодарны мне за материалы о павлодарском периоде жизни Анастасии Ивановны, эти годы в её биографии были малоизвестны.

Время перед первой мировой войной, когда сёстры Цветаевы вместе с детьми жили в Феодосии, можно назвать началом поэтического триумфа Марины Цветаевой. Вдвоем с Асей они читали на поэтических вечерах Маринины стихи, читали в унисон, их голоса удивительно сливались и производили неповторимое впечатление на слушателей. М. Цветаева написала здесь многие стихи, ставшие теперь классикой: «Генералам 12-го года» (Феодосия, 26 декабря 1913 г.), «Над Феодосией угас Навеки этот день весенний...» 

Но если Коктебель Цветаевых – это счастье, любовь, волшебство первых встреч, то Феодосия, Старый Крым и Судак для Анастасии Ивановны Цветаевой оставались в памяти тяжелыми лишениями гражданской войны. 

1917 год стал для Анастасии Цветаевой годом потерь. В Москве умер второй муж – Маврикий Минц, умер годовалый ребёнок. Осенью в Феодосию приезжает Марина – поддержать сестру в ее горе. 

Марина Ивановна пишет мужу из Феодосии 19 октября 1917 года: «...Здесь очень ветрено, у Аси ужасная квартира, сплошной сквозняк. ...Крупы здесь совсем нет, привезу что даст Ася. ... Муки тоже нет, вообще – не лучше, чем в Москве. Цены гораздо выше. Только очередей таких нет”.

Но скоро, очень скоро начнутся и очереди, и нехватка продуктов и воды... Крым времен гражданской войны, “первых лет красного террора”, описанный Иваном Шмелевым в “Солнце мертвых”, видела и Анастасия Цветаева. Некогда благодатный край голодал... Люди убивают друг друга за кусок хлеба... Мальчишки, как собачонки, грызут копыто лошади, которая пала еще зимой... 12-летняя девочка продает себя за один обед... Всемирно известный профессор, автор учебников, ходит в лохмотьях по базару и побирается...

Старый Крым, Судак

В поселке Старый Крым А.И. Цветаева жила в 1919 году в доме, который находится на нынешней улице Ленина, 86. А материалы о её пребывании в Крыму собраны в литературно-художественном музее. В зале дореволюционной истории представлен известный снимок сестёр Цветаевых 1911-го года. В разделе, посвященном творчеству поэта Григория Петникова, несколько фотографий Анастасии Ивановны с этим поэтом. Петников теперь мало известен широкому читателю, но то, что он сделал как переводчик, наверняка известно всем. Наверное, мало найдется взрослых людей, кто не читал бы в детстве сказки братьев Гримм. А перевёл их на русский язык Г. Петников. С ним Анастасия Ивановна общалась в каждый свой приезд в Крым. Здесь снимки, сделанные в Коктебеле в 60-е годы, в Старом Крыму (1969 год). Отдельно представлены в Старокрымском музее личные вещи, книги А.И. Цветаевой.

В Старом Крыму умер от тифа первый муж А.И. Цветаевой – Борис Трухачёв (могила его не сохранилась). Экскурсовод рассказала, что, когда он лежал в горячке, Анастасия Ивановна на коленях ползла до церкви, чтобы вымолить его выздоровление. Но священник, которого она звала к умирающему, отказался прийти, боясь заразиться, отказался и врач. Спасти Бориса не удалось...

...Да нет, да нет, — в таком году

Сама любовь – не женщина!

Сама Венера, взяв топор,

Громит в щепы подвал.

В чумном да ледяном аду,

С Зимою перевенчанный,

Амур свои два крылышка

На валенки сменял, -

писала Марина Цветаева ( “Поцеловала в голову...”).

Воспоминания о тех тяжелых годах разбросаны по разным произведениям Анастасии Ивановны. В повести “Старость и молодость”, описывая трудности с водой в Кокчетаве, А. Цветаева опять вспоминает Крым: “...Она иногда кажется мне тою серебряной водой – влагой, какой в 19-м году века являлась в Судаке в пору гражданской войны: колодцы близ моря – соленые, а за пресной водой было далеко идти по горной тропинке (да еще дадут ли взять?) – и, принесенная, цедилась на полустаканы и отливала целебностью и серебром”.

В той же повести – вновь и вновь – отзвуки страшного времени: Анастасия Ивановна с наступлением холодов отдала Рите матрац, под ним – две старые хозяйские телогрейки... “Мощусь на них... До сих пор касалась их с отвращением (все живет в памяти завшивленность шинелей и телогреек гражданской войны)”.

Там же: “...Где моя силушка, ворочавшая (не телом, всегда худая была) — энергией молодости и упорства — ...бревна для топки в годы разрухи...”

Эта девочка, выросшая в интеллигентной дворянской семье, с заботливыми няньками, строгими наставницами в пансионах, пишущая романы – ворочала бревна, таскала воду, добывала еду для семилетнего сына. Боролась, как могла, с “широковетвистой мелочью быта” (выражение М. Цветаевой). Как подходили ей тогда слова Марины, которые писала она в записных книжках: “Когда я, в отчаянии от нищенства дней, задушенная бытом и чужой глупостью...”

“Из всех, кого я знаю, кажется только мы с Асей приняли всерьез библейское слово о добывании хлеба насущного в поте лица своего...”

“У нас с Асей роман с черной работой”. (М. Цветаева, “Неизданное. Записные книжки. В 2-х т. Том 1”. 1913-1919 гг. — М., “Эллис лак”, 2000.)

А была я когда-то цветами увенчана

И слагали мне стансы — поэты.

Девятнадцатый год, ты забыл, что я женщина...

Я сама позабыла про это!

Марина Цветаева писала это в октябре 1919 про свою жизнь в голодной и холодной Москве. Получилось, что и о сестре тоже...

“...За последние полгода в Судаке они с сыном испытали голод, лежали в больнице Красного Креста (это здание в Судаке сохранилось – О.Г.). Их оттуда свели под руки...

...В ответ на расклейку записок о преподавании языков, с первых же дней находит уроки: у начальников, у торговцев. Отношение – как к служанке. Впускают с черного входа, о деньгах приходится напоминать. Зато – счастье купить на свой труд – на базаре – вязочки дров и... печь на подсолнечном масле! оладьи! из серой муки! Быть сытыми!” — это о себе (в третьем лице) и Андрюше пишет А. Цветаева в романе “Amor”.

Аделаида Герцык в 1921 году в Судаке написала стихотворение «Подаяние»:

Метель метёт, темно и холодно,

Лицо закидывает стужей.

А дома дети мои голодны

И нечего им дать на ужин...

«Грань, за которой всё прощается», унижение и принятие подаяния ради спасения ребенка пережила тогда и Цветаева.

Эти невероятные тяготы и лишения не ожесточили Анастасию Ивановну, а скорее закалили характер и волю и, возможно, стали той жестокой репетицией, благодаря которой она перенесла потом 17 лет лагерей и ссылок. Потери не повергли её в уныние и отчаяние, а научили ценить каждый миг земной жизни, относиться к людям и всему живому с трепетом и любовью, ставить жизнь духа выше быта. Такие выводы делают для себя только очень сильные личности, какой и была Анастасия Ивановна.

Крымские встречи

Герцыковские чтения в Судаке подарили много замечательных встреч, удалось познакомиться и подружиться с людьми, которые давно занимаются изучением жизни и творчества Анастасии Ивановны Цветаевой. Это поэт, журналист Наталья Савельева (сейчас она работает в театре песни Елены Камбуровой) и кандидат физико-математических наук Юлия Пустарнакова. Они выступили на 5-х Герцыковских чтениях с очень интересным докладом-исследованием «Пять имен из окружения М.Волошина». И на предыдущих чтениях их сообщения несли в себе новую информацию, открывали малоизученные страницы в жизни Марины и Анастасии Цветаевых: «Сёстры Цветаевы в имении Бусалак (комментарии к роману А. Цветаевой «Амор»)»; «Сёстры Цветаевы и семья Айвазовских ( некоторые подробности крымской биографии Марины и Анастасии Цветаевых)».

Н. Савельева и Ю. Пустарнакова познакомили меня с удивительным человеком, художницей Александрой Ивановной Богоявленской, ей осенью этого года исполнится 89 лет. Александра Ивановна общалась с А.И. Цветаевой, когда та приезжала в Судак и Коктебель (Анастасия Ивановна подписала тогда ей свою книгу «Воспоминания»). Этот светлый, творческий человек, художник и поэт, показалась мне очень похожей на саму А.И. Цветаеву, не только внешне, но прежде всего – богатой внутренней жизнью, добротой и вниманием к людям. Не раз в беседе она повторила слова: «Человек – высшее существо на Земле, выше только Бог». Вот так трепетно она относится ко всем приходящим в дом, хотя далеко не все заслуживают такого отношения (несколько лет назад кто-то прихватил подписанную А.И. Цветаевой книгу)...

Александра Ивановна, поэт и художник — живой представитель Серебряного века, судьба её удивительна и полна добрых дел, она заслуживает отдельного рассказа... А ещё Александра Ивановна пишет стихи. В 2006 году вышел сборник её стихотворений «Осень в Крыму» (стихи разных лет): «...Когда нет рядом никого, и трудно в жизни выстоять, я с болью в сердце подойду к Судакской милой пристани...» Александра Ивановна очень любила гулять по побережью, была деятельным, подвижным человеком, а несколько лет назад болезнь приковала её к постели. Но деятельной она остается и сейчас: читает, пишет, следит за новинками литературы, у неё частые гости – поэты, писатели, художники. Я очень рада, что познакомилась с ней, впечатление такое, что воочию окунулась в неповторимую атмосферу Серебряного века, будто поговорила с самой Анастасией Ивановной Цветаевой...

Павлодар – Судак – Коктебель – Феодосия – Старый Крым – Павлодар.

2007 г.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии